Арина Краснопевцева прожила всю жизнь на Урале. После окончания школы она поступила в аграрный университет в Праге и уехала за рубеж изучать экономику и менеджмент. За почти пять лет жизни в Чехии девушка успела с нуля выучить новый язык, обрести друзей и устроиться на работу.
Мы попросили Арину рассказать, как сейчас россиянке живется в Европе и с какими трудностями сталкиваются интернациональные студенты. Далее — ее рассказ от первого лица.
Новая жизнь в разгар пандемии
Всё произошло совершенно случайно. Однажды моя подруга показала мне брошюру об образовании за границей. В ней Чехия была одной из самых доступных стран Евросоюза. Я подумала, что это будет интереснее, чем учиться в России.
В 2020 году я окончила школу и поступила в УрФУ, потому что не знала, смогу ли во время пандемии переехать за границу. Визу одобрили только через полгода — зимой я прилетела в Прагу. А перед этим полгода дистанционно учила чешский язык.
Лететь пришлось через Москву — прямых рейсов из Екатеринбурга уже не было. По прилете нас сразу отправили сдавать ПЦР-тесты. Впоследствии сдавать их приходилось постоянно. Кроме того, нельзя было выходить из общаги. Из-за всех этих ограничений казалось, что я попала в апокалипсис.
Здесь, в отличие от России, где с одними баллами ЕГЭ можно поступить в любой вуз, нужно сдавать внутренние экзамены в каждом учебном заведении, куда вы хотите поступить. Благодаря пандемии мы сдавали экзамены в некоторые вузы онлайн, что упростило задачу.
В Чехии, кстати, среднее образование длится 12 классов, в то время как в России — 11. Это означает, что чехи изучают больше предметов за год, который мы не доучиваемся в школе.
Из-за этой разницы возникает необходимость в нострификации — процедуре признания иностранного образования. Если вы получили аттестат в России и хотите учиться в чешском вузе, вам нужно подтвердить, что вы освоили программу на уровне чехов. Из-за разницы в учебных часах вам могут добавить предметы для сдачи. Это распространенная практика для приезжих из стран СНГ. Например, я знаю, что у украинцев нет такого предмета, как обществознание, и они сдают его только здесь.
Иностранцы пишут грамотнее чехов
Первый год обучения дал мне только знания грамматики. Сейчас я пишу на чешском грамотнее многих носителей — чехи часто пренебрегают знаками препинания и надстрочными символами. Здесь все знают, что у иностранцев лучше письмо.
Главная сложность чешского языка заключается в его обманчивой простоте. Если я включу вам запись на чешском языке, вы, скорее всего, поймете, о чём идет речь. Вы инстинктивно сможете уловить смысл по мимике на видео. Но стопроцентной уверенности всё равно не будет.
Например, слово «покой» на чешском означает «комната». Думаю, многие русские подумали бы, что речь идет о спокойствии. И таких слов, которые пишутся и произносятся как русские, но имеют совершенно другой смысл, очень много.
Возьмем слово «позор». Мы знаем, что это значит по-русски, но в чешском языке «позор» — это «внимание», «осторожно». Первое время это кажется забавным, я смеялась каждый раз, когда слышала. А теперь это звучит обыденно.
Чтобы попасть домой, приходится преодолевать кучу стран
Когда из России в Чехию перестали летать самолеты, мы с подругами решили добираться в Екатеринбург через Минск. Я даже не могу точно сказать, сколько времени заняла дорога — 20 или 24 часа. Мы были в автобусе целые сутки, пересекая две границы Польши.
Поляки, как оказалось, не очень любят русских. Да и чехов они тоже не уважают. Поэтому ведут себя на границе очень настороженно.
Они проверяют чемоданы и иногда забирают паспорта для дополнительной проверки — причем только у граждан РФ. Всё это занимает очень много времени.
Сейчас обычно летают через Турцию и Дубай, с пересадками. Бывает, что делают еще одну пересадку в Армении. Я чаще всего летала через Анталью. Грустно, что приходится преодолевать столько стран, чтобы добраться домой.
Русскоговорящих видно издалека
У нас в Праге очень много русскоговорящих. Все приезжие из стран СНГ говорят на русском языке, за исключением, возможно, половины украинцев, которые предпочитают говорить на своем. Поэтому у нас нет недостатка в общении. Мы можем общаться с русскими в институте, на работе, в общежитии и даже в отдельных «русских» районах.
В одной группе по подготовке к поступлению примерно 10% были казахами. 20–30% составляли русские, а остальные 60–70% были украинцами. Также была пара белорусов. Последние на этот счет часто шутили: «Да-да, белорусы тоже зарабатывают, мы тоже можем учиться за границей, мы все деньги храним в долларах».
Лично я стараюсь не замыкаться в этом сообществе.
Мне кажется, что это не очень хорошо, когда живешь в другой стране и общаешься только с соотечественниками.
Я стараюсь выходить из зоны комфорта и общаться с чехами, насколько это возможно.
Русскоговорящих, кстати, всегда можно сразу узнать по внешнему виду. Если на девушке бежевый тренч, трендовые ботиночки и от нее пахнет Chanel № 5, высока вероятность, что она приезжая из стран СНГ. Наши соотечественницы часто колют в губы филлеры, наращивают ресницы и красят брови. А вот коренные жительницы Чехии почти не посещают салоны красоты — им всё равно, как они выглядят. Они очень свободолюбивы и могут показаться странными.
Плохие услуги и дорогие продукты
Не могу сказать, что здесь или в России всё идеально. Но, например, сфера обслуживания, на мой взгляд, в России, Украине и Казахстане развита в разы лучше, чем в Чехии.
У меня было два приложения от одного банка, потому что они не смогли оптимизировать их в одно. Кроме того, в Чехии еще совсем недавно не было перевода по номеру телефона, хотя в России им все пользуются уже много лет.
В Чехии безумно дорогая сотовая связь. По студенческой скидке она мне обходится в 400 крон, то есть примерно в 1600 рублей. Без скидки тариф стоил бы 700 крон, или около 2800 рублей в месяц.
Недавно резко подорожали яйца. Теперь я покупаю их только по скидке, потому что 60 крон (260 рублей) за десяток — это дорого.
Еще в Чехии очень дорогие сигареты, это из-за высоких акцизов. Стоимость дешевой пачки составляет примерно 130–140 крон (500–600 рублей).
Средняя зарплата при этом примерно 45 тысяч крон (195 тысяч рублей). Снять однокомнатную квартиру в Праге стоит от 15 тысяч (65 тысяч рублей), ближе к центру — 20 тысяч (86 тысяч рублей), а в самом центре — 25 тысяч (108 тысяч рублей). Мне кажется, это тоже очень дорого. Если учесть все расходы, то жизнь в Чехии может показаться не такой уж комфортной.
Я трачу примерно 13–14 тысяч крон в месяц (50–60 тысяч рублей). Из них одна четвертая уходит на общежитие, а остальное — на продукты и другие расходы.
Зато в Чехии очень радует транспорт. Автобус, трамвай или метро приходят минута в минуту. Если случается авария, всегда есть дополнительный транспорт, который развозит людей. Это очень удобно. Помню, как в Березовском я могла стоять на остановке по 40 минут. А здесь я могу довольно быстро добраться до любой точки.
«Появятся друзья — станет легче»
Если вы хорошо владеете языком или хотя бы стараетесь его учить, то в Чехии у вас всё будет нормально. Но я видела нескольких ребят, которые чувствуют себя чужими и никому не нужными. Они думают, что не способны учиться или не достойны этого. Рядом нет родителей и друзей, и это может давить.
Нужно общаться с местными жителями. Европейцы обычно приятные в общении, особенно молодые. У вас появятся друзья, и вам станет легче — вы уже не будете чувствовать себя одиноким.
Я чувствую себя здесь гораздо свободнее. Рада, что могу каждый день познавать чужую культуру, каждый день сталкиваться с чем-то новым. И хотя мне всё равно хочется связать свою жизнь с Россией, я благодарна за этот жизненный опыт.
А вы хотели бы учиться в Европе?
Ранее мы рассказывали историю россиянки Марины, перебравшейся в Монако. О переезде она никогда не задумывалась, но встреча с возлюбленным перевернула всю ее жизнь.
Еще можете почитать рассказ Льва Трофимова, переехавшего в Великобританию 15 лет назад. В своей колонке он откровенно рассказал, из-за чего решился на это и почему не собирается возвращаться.