Страна и мир «Пока не как герои пелевинских произведений»: как скоро мы окажемся на виртуальном кладбище

«Пока не как герои пелевинских произведений»: как скоро мы окажемся на виртуальном кладбище

Наблюдаем зарождение новых похоронных традиций в XXI веке

Старые традиции захоронений сталкиваются с новым виртуальным миром

Источник:

В сфере ритуальных услуг новая опция — «живые надгробия». Вместо обычных надписей на памятниках можно размещать QR-код. Достаточно навести на него экран смартфона, и попадешь на виртуальный мемориал с информацией об усопшем, которую он оставил о себе при жизни. Разработка появилась в Японии. 164.RU выяснил, насколько подобное предложение актуально для россиян.

В интернете уже масса предложений подобного рода. Дошло до того, что ритуальные таблички с QR-кодами можно заказать на маркетплейсах всего за 500 рублей. Они изготавливаются из металла, с гравировкой и поставляются с двухсторонним скотчем в комплекте. Для монтажа достаточно простых действий: протереть место установки влажной салфеткой, отклеить защитную пленку с двухстороннего скотча и приклеить табличку к памятнику. Цифровой путь приведет к связанной с ней странице памяти в интернете — она заполняется через определенную форму по аналогии с аккаунтами в социальных сетях.

Мы обзвонили несколько похоронных агентств с вопросом о возможности размещения QR-кода на надгробных плитах. Услуга еще не пользуется спросом, агенты уточняли, как это должно выглядеть, им отвечали, что подобных заказов еще не было. Но проблем с оказанием услуги нет. Если нужно, QR-код можно выгравировать. Цена обычного памятника с установкой — в среднем от 50 000 рублей.

За деньги специалисты сделают любую гравировку, хоть стихи, хоть QR-код

Источник:

Если похоронные агентства не в курсе разработки, то в соцсетях появились посты на эту тему, и их активно комментируют. Мнения расходятся: кто-то считает, что народ посходил с ума, кто-то поддерживает инновацию.

— Ничего страшного в этом не вижу. Но и смысла тоже не вижу. Для кого этот QR-код? Близкие друзья и родственники и так знают страницу в соцсетях, а посторонним людям, извините, незнакомый человек попросту не интересен. Он что, известный актер, писатель и так далее? Вот я — представляю — пришла к родственникам на кладбище, прохожу мимо могилы какого-то мальчика. Вижу на памятнике QR-код. У меня точно не возникнет никакого желания лезть к незнакомому умершему человеку на страницу в соцсети, — высказалась Елена.

— Я считаю, что не надо этой фигни… Пусть он спит там спокойно, — написала Юлия.

— И каждый, кому не лень, может зайти по этому QR-коду на страничку к умершему. Но не каждый будет доброжелателен и вежлив, необходимо об этом помнить. Я бы была против такой идеи. Пусть друзья и близкие навещают сколько угодно, что могилу, что страничку в соцсети. Но чужим людям я бы не позволила такого. Лично мое мнение, — оставила комментарий еще одна подписчица.

Если память полностью утрачена

Источник:

— В дальнейшем вся наша жизнь будет цифровизирована. Если бы раньше такое было, я бы очень хотела сделать такой памятник для своей бабушки, а теперь все фотографии портятся со временем, остаются только воспоминания, — добавила другая подписчица.

Одни пользователи за то, чтобы самостоятельно вести такие страницы для себя же после жизни, другие не хотели бы себе такой памятник.

— Я думаю, что надо делать завещание и там просить, чтобы мои социальные сети удалили после смерти. Не хочу, чтобы на меня пялились, — отметила Екатерина.

В целом пользователи соцсетей отнеслись к подобной затее с пониманием, отмечая, что технологический и информационный прогресс очевиден. Тем более даже в храмах для быстрого оформления пожертвований есть QR-коды.

Священник, православный блогер Олег Жиляков прокомментировал нововведение с осторожностью:

— На кресте, наверное, подобную самодеятельность можно назвать богохульством. Но это, скорее, вопрос к этике, чем к религии. Мне кажется, общество не совсем готово к таким проявлениям. Всё равно что предложить на ребенка QR-код набить, чтобы быстрее находить его родителей, к примеру. Но удобно ли это ребенку? Эпитафии тоже не для этих целей. Можно еще замудриться и транслировать по телевизору картины усопших родных, но зачем? Лично я бы не стал этим заниматься, это не так важно и ценно, без этого можно обойтись.

«Мы всё еще телесны»

Заведующая кафедрой философии культуры и культурологии Саратовского университета имени Чернышевского, профессор Евгения Листвина отметила, что первые виртуальные кладбища появились 30 лет назад и пришло время осмыслить и упорядочить это явление.

 Насколько актуальны эти разработки для российского населения?

 — Конечно, они становятся актуальны, поскольку присутствуют в жизни цифрового общества везде. Как отмечают исследователи, мы всё больше и больше переносим наши социальные практики в сферу медийного пространства. Одна из важнейших социальных практик — похоронный ритуал прощания — становится важным ритуалом и в Сети. Другое дело, какие формы он может принимать. Есть сайты об известных личностях. О дорогих нам людях мы можем сохранить материалы, писать книги, воспоминания. Это тоже своего рода виртуальный мемориал, который осуществляет функцию захоронения, так называемый сетевой слепок с образа, который человек сформировал в цифровом пространстве. С одной стороны, это может быть наше желание увековечить личность человека, но в виртуальном пространстве сохраняется то, что он сам сохранил о себе. И таким образом после смерти концентрируется и упорядочивается его цифровой след. Я думаю, часть людей, особенно погруженная в сетевую жизнь, будет к этому обращаться.

 Есть ли смысл в давно устоявшихся ритуалах и сохранении традиций или время требует перемен, в том числе в сознании и мышлении современных граждан?

— Считаю, что нужно и то, и другое. Мы приходим в этот мир физически и уходим тоже физически. Приход и уход тела требует определенного ритуала. Мы не можем просто оставить физическую оболочку и полностью переключиться на виртуальное пространство. Но так или иначе, человек всё больше репрезентирован в сетевом мире, где его образ сохраняется и визуально, и аудиально, всё больше появляется стремление сохранить и отметить свое присутствие в формировании глобального виртуального пространства. Эта смысловая составляющая уже присутствует в нашем мышлении и осознании происходящего. Первые виртуальные кладбища появились 30 лет назад, сейчас же мы пытаемся упорядочить, изучить это явление.

Профессор считает возможным переплетение традиционных и виртуальных технологий

Источник:

 Этично ли размещать на надгробных памятниках подобные ссылки и должен ли человек при жизни давать на это разрешение?

— Сетевое пространство всё больше и больше легитимизируется, многие действия требуют юридического обоснования и определенных законодательных актов. Если раньше казалось, что мы плаваем в этом пространстве неузнанные, под разными никами, создаем новую фантастическую реальность, то теперь эта реальность институционализируется и требует упорядочивания уже от самих участников. Если есть часть людей, которая в принципе взаимодействует через QR-коды, то необходимо и юридическое сопровождение этому. С другой стороны, мы видим портреты на надгробных памятниках, и нам это кажется естественным. QR-код можно считать таким же портретом, кликнув на который можно увидеть образ человека. Однако это больше чем портрет. Посредством QR-кода мы можем погружаться в различные аспекты жизни усопшего. На мой взгляд, если такой подход распространится в России, станет необходимым юридическое обоснование этому явлению.

 Можно ли сказать, что зарождается новая культура и философия похоронных традиций?

— Мы говорим об универсальности определенных обрядов и ритуалов как части нашей жизни: похорон, прихода человека в этот мир, ритуальной фиксации его социального положения — брака, развода, материнства и так далее. При этом мы видим, насколько они меняются по мере существования человечества, смены религиозных представлений, социальных приоритетов.

Если говорить о появлении целой сетевой среды, которая тотально поглощает нас со всеми профессиональными, личностными, психологическими нюансами и интересами, — это одно. Если выкладывать в виртуальное пространство любой внутренний порыв, все эти статусы, лайки, сторисы, рилсы, когда минутное изменение состояния уже становится достоянием большинства людей, тогда можно говорить о зарождении новой культуры.

Новые похоронные традиции, новые условия возможности взаимодействия с потусторонним миром и отправление социально значимых функций памяти предков становятся удобными. Зайти на виртуальное кладбище, поставить виртуальную свечку, обустроить виртуальное пространство можно из любой точки земли. Такое совершение как бы традиционного и привычного для нас обряда памяти — только в виртуальном пространстве — дает облегчение психологического состояния и возможность выполнить свой долг таким же, каким он виделся и до цифровой эпохи. Это рациональное обоснование тому, почему в современном мире важно это явление. Но не уверена, что оно полностью нас поглотит и отменит привычные похоронные традиции. Мы пока еще не живем как герои пелевинских произведений, «мозгами в банках», мы всё еще телесны. И эта сторона нашей жизни требует не меньшего внимания, чем разрастающаяся виртуальная жизнь.

Можно сказать, мы наблюдаем зарождение новых традиций, которые в результате образуют симбиоз как физической, реальной, так и виртуальной составляющих.

А вы допускаете наличие QR-кодов на надгробиях?

Да, вполне современная практика
Нет, это недопустимо
Выскажусь в комментариях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Ноги будут гореть огнем». Бортпроводник «Уральских авиалиний» — о том, как правильно выбрать место в самолете
Кирилл Фрош
Мнение
В Екатеринбурге рекордно выросло число квартир под сдачу. О чем это говорит?
Никита Словиковский
Основатель портала аренды и агентства недвижимости «Драже»
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Рекомендуем
Знакомства
Объявления