Казань принято называть третьей столицей России. Этот неофициальный статус она получила за свою богатую историю и культуру, динамичное развитие и мероприятия международного масштаба. Но этот город — не единственный, который стремится быть третьим в стране после Москвы и Петербурга.
Журналист E1.RU Ирина Порозова побывала в Казани и задалась вопросом, почему именно этот город — третья столица? Почему, к примеру, не Екатеринбург? И нужна ли вообще России третья столица? Своими размышлениями Ирина делится в этой колонке.
Я давно собиралась съездить в Казань. Меня привлекали фотографии невероятно красивой мечети Кул-Шариф, Казанского кремля, Дворца земледелия и Национальной библиотеки Республики Татарстан, которые публиковали мои друзья у себя в соцсетях. Манили и восторженные отзывы о городе. Казалось, там побывали уже все! Ну и, конечно, тянул статус третьей столицы — как же не посетить такое важное место?
С достопримечательностями в Казани всё в порядке: гулять по центру — одно удовольствие, в этом спору нет. Больше всего мне понравилась уютная набережная реки Казанки.
Город произвел на меня впечатление красивого и интересного места. Но почему же всё-таки столица? Я думала над этим всю поездку. Не почувствовала я здесь столичной атмосферы, какой отличается от провинции Москва.
Но просто ощущения — это одно, а что по фактам? Давайте разбираться.
Общественный транспорт
Первое, на что я обращаю внимание, оказываясь в новом городе, — это качество общественного транспорта. Подвижной состав там свежее и опрятнее, чем в Екатеринбурге. Трамвайные вагоны и автобусы окрашены в один цвет — красный, одинаково выглядят и троллейбусы, никакой пестрой рекламы на бортах. Внутри салонов чисто.
Напрягло только обилие озвучки: название остановок произносят сразу на трех языках — русском, татарском и английском. Из-за этого кажется, что громкий голос в транспорте звучит практически всё время поездки, и это мешает.
Как и в Екатеринбурге, в Казани перевозчикам остро не хватает кадров. В трамваях и троллейбусах нет кондукторов (как писали наши коллеги из 116.RU, их переучивают на водителей), оплатить проезд можно через терминалы при входе. Плюс в том, что это удобно для тех, кто расплачивается безналом, минус — в том, что становится больше безбилетников.
Тем, кто «забывает» оплачивать проезд, вежливые (по крайней мере, мне попадались только такие) водители напоминают сделать это.
Отдельно хочется сказать про главную боль Екатеринбурга — метро. Оно в Казани тоже небольшое — единственная ветка всего на две станции длиннее, чем в Екатеринбурге. Зато составы там современнее — в них есть интерактивное табло с указанием станций и датчики закрытия дверей. Такие же вагоны я видела в московской подземке.
Единственное, что мне не понравилось в местном метро, — это отсутствие навигации в переходах. Несколько раз приходилось плутать в поисках выхода непосредственно к поездам. Без табличек с указанием направлений с первого раза найти нужный путь было сложно.
Но в целом качество работы общественного транспорта в столице Татарстана меня устроило. Порадовало состояние ж/д вокзала «Казань 2» (он выглядит новее и чище нашего) и украшение вестибюлей метро. По этому пункту Екатеринбург, увы, проигрывает.
Дороги
Продолжаю тему дорог и транспорта. Передвигаясь по городу, я обратила внимание на обилие выделенных полос для общественного транспорта, а еще на то, как удобно тут всё устроено для автомобилистов (и неудобно — для пешеходов). Широкие магистрали почти не пересекаются с наземными пешеходными переходами — их пустили над или под дорогами, чтобы машинам не приходилось долго стоять на светофоре.
Благодаря этому нам всего за 25 минут удалось добраться до железнодорожного вокзала с другого конца города в разгар рабочего дня. Мы ехали, почти не останавливаясь, так что в этом есть большой плюс. Но когда ты просто гуляешь по улицам, эти постоянные подъемы и спуски утомляют.
Напрашивается вывод, что этот город просто не для пешеходов
На дорогах Казани я заметила шумовую разметку, при наезде на которую в салоне авто появляются вибрация и характерный шум. Ее наносят для безопасности, чтобы водитель вовремя заметил, что вот-вот пересечет сплошную и окажется на встречке. В Екатеринбурге такая разметка тоже есть, но пока только на одной улице.
Благоустройство
А теперь о минусах. Центр Казани с его главными достопримечательностями прекрасен. Он хорошо освещен, и гулять там приятно даже поздним вечером. Но стоит только уйти дальше от главных улиц — и ты попадаешь в какой-то мрак.
Мы жили в Приволжском районе Казани и по вечерам, выходя со станции метро «Проспект Победы», шли вдоль широкой улицы с тусклыми фонарями. Было очень неуютно, казалось, что вот-вот кто-то страшный выпрыгнет из кустов. Хотя это не какой-то закоулок, а целый проспект! Как-то не по-столичному.
Также мне показалось, что в городе явно не хватает урн — в парках, на улицах, рядом с остановками. Часто приходилось долго идти с мусором в руках или складывать его в карманы, чтобы выкинуть потом. В Екатеринбурге, как мне кажется, такой проблемы нет.
Казань — третья столица?
Итак, что в Казани оправдывает ее притязания на столичный статус? Культура и история города — да. Наличие Кремля — может быть. Современные вагоны метро на ветке в 11 станций — сомнительно, но окей. Вот, пожалуй, и всё.
Кажется, этого недостаточно, чтобы зваться третьей столицей. Да и вообще, зачем таким чудесным городам, как Казань или Екатеринбург, нужен этот статус? Они хороши (несмотря на все свои недостатки) и без него.
Какой город больше заслуживает статуса третьей столицы?
Почитайте также колонку Ирины про сравнение Екатеринбурга и Перми.
В прошлом году туристка из Ярославля месяц провела на Урале. Почитайте, что она после этого думает о Екатеринбурге.
Ранее мы писали, за что екатеринбуржцы любят свой город. А еще горожане рассказывали, почему мечтают переехать.