В Екатеринбурге на форуме 100+ TechnoBuild выступил Сергей Капков — основатель «Московского центра урбанистики» при МГУ и эксперт в области того, как нужно менять города. При его руководстве, например, преобразился парк Горького в Москве.
В своей лекции Капков перечислил десять признаков хорошего города — того, в котором люди хотят жить и из которого не стремятся переезжать.
— Города беднеют людьми, теряют своего жителя. Это проблема городов вроде Первоуральска, Среднеуральска и вообще городов, которые находятся вокруг Екатеринбурга. Когда мы делали исследование в Первоуральске, то выяснили, что люди в основном даже покупать зимнюю одежду или делать прическу уезжали в Екатеринбург, — отметил Сергей Капков.
То есть люди зарабатывают деньги в Первоуральске, а тратят в Екатеринбурге. Думаю, это очень типично для любых городов вокруг миллионников.
Почему именно Первоуральск?
Сергей Капков разрабатывал концепцию развития города, которая сейчас перешла к этапу реализации. Спонсором и заказчиком проекта выступила группа компаний ЧТПЗ, один из ведущих активов которой — это Первоуральский новотрубный завод (ПНТЗ).
— Задача города — выполнять различные сервисы, от качества образования и медицины до самого экзотического сервиса. В этом плане у Екатеринбурга нет какого-то дефицита функций, как у других миллионников, зато он есть в промышленных малых городах, — подчеркивает эксперт.
А теперь переходим к списку важных пунктов. По нему легко сверить, всё ли в порядке с тем местом, где вы живете сейчас:
высокооплачиваемая работа;
социальная защищенность и безопасность;
современное и доступное жилье;
здравоохранение;
хорошая экология;
качественное образование;
разнообразие досуга и самореализации;
качество городской среды;
политическое участие;
яркий городской бренд.
Для наглядности приводим цитаты и аргументы Сергея Капкова.
«Мы не можем перестроить города»
— Понятная логика: если ребенок ходит в школу пешком, он будет ходить десять лет по этому маршруту. Соответственно, этот путь должен быть благоустроенным, безопасным, освещенным, с системой видеокамер и транспортной безопасности. Таких маршрутов внутри района от пяти до десяти — это поликлиника, МФЦ, гастроном и так далее. В зависимости от каждого района эти маршруты выделяются по-разному и начинают выстраиваться, — говорит о благоустройстве урбанист.
Мы не можем перестроить города, но мы можем и придумать новые активные пешеходные маршруты, и начать благоустройство.
— Любой российский город (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) находится близко к природе, поэтому мы конкурируем за свободное время жителей. За полчаса-час человек может уехать на озеро, на шашлыки, а мы хотим, чтобы он остался на районе. И это важнейшая вещь, потому что тогда это и есть ощущение города, о котором все мечтают, — подчеркивает Сергей Капков.
Благоустройство — это несложная вещь. Это как дачу сделать, просто масштаб другой. Если ты понимаешь, как это устроено, всё начинает работать.
— С досугом в принципе сейчас проблем нет, есть проблемы с самореализацией. Тот советский Дом культуры, который есть в любом малом городе, должен быть перепрошит, чтобы стать комьюнити-центром, как это называется в международной практике. Местом, куда можно прийти и для любого возраста найти чем заняться — начиная от школ танца и заканчивая кулинарными курсами. Это всё работает и быстро заполняется людьми, — считает эксперт.
В качестве примера — снова Первоуральск.
— Советский ДК в Первоуральске финансово выгоден: люди платят за секции своих детей и ходят сами, это приносит деньги. Такого опыта в Москве-то нет и Санкт-Петербурге, потому что там большая конкуренция, а тут один ДК, и ты знаешь, что тут есть всё, от секции до концертной программы, — говорит Сергей Капков.
«Любому жителю важно гордиться городом»
— Россия — страна, где есть огромный потенциал для создания мифологии, идей и правильной четкой коммуникации. Стратегия любого города — это сильный образ.
Если брать Первоуральск, то большинство людей старшего поколения вспоминают, как они жили при Советском Союзе, какой город был — кстати, нельзя сказать, что он был лучше, чем сегодня — и не понимают, какой город это сейчас. Поэтому мы начали играть в логику, которая лежала на поверхности: Первоуральск — город трубников. На территории города 11 труб, смотрящих в небо, за них сразу цепляется глаз, — приводит пример эксперт.
Поверьте мне, это работает. Любому жителю важно гордиться тем, почему он живет в этом месте.
По его словам, это уникальный совет для всех городов страны. Исключение — столица.
— Москва — это город про деньги. Люди, которые там живут, имеют большую наглость считать, что чего-то достигли, вот они — москвичи. А те, кто переехал туда, считают так: «Мы молодцы, мы профессиональны, мы захватили Москву, мы сюда приехали», — подчеркивает Сергей Капков.
У Москвы гораздо больше проблем с имиджем и его формированием, чем у любого российского города.
«Вас же не сослали в Екатеринбург, вы живете тут добровольно»
— Надо всегда искать исторический контекст и пытаться ответить: почему здесь появился этот город, про что этот город сейчас? Потому что экономика меняется, промышленная политика меняется, и то, чем вы хотите гордиться, меняется тоже, — объясняет урбанист.
У Екатеринбурга, по мнению Сергея, с самоидентификацией пока всё не очень хорошо. Основные образы уже устарели, но менять их никто не спешит.
— Без создания мифологии и образов невозможно ничего, и я бы не стеснялся их переписывать. Если спросить про бренд Екатеринбурга, то какой он? Здесь всё Демидов построил, староверы, каторжники… Я слушаю это восемь лет. Екатеринбуржцы сейчас к этим людям, которых сюда ссылали, не имеют отношения. Вас же не сослали, вы живете тут добровольно и счастливо. «Сделано в Екатеринбурге» — уже лучше, и этого достаточно, чтобы всё заработало, — говорит Капков.
Из других примеров: в Башкирии всё желтое и черное, потому что там есть мёд и нефть, а Нижний Новгород, который когда-то бился за титул третьей столицы и кармана России, теперь столица закатов.
— Теперь в любой вечер окажешься в городе, и там, как на Гоа, вся молодежь идет смотреть закат. Элементарно и бесплатно, — приводит пример урбанист.
Работают простые схемы. Нужно поговорить с горожанами и понять, как они себя видят.
«Свердловская область должна быть неким пылесосом»
— Любые города конкурируют за людей, за молодежь, которая участвует в жизни города и дает ощущение, что жизнь в этом городе будет продолжаться. По-другому невозможно. Больше того: я считаю, что Свердловская область как промышленный регион должна быть неким пылесосом, вытягивающим молодых людей из близлежащих областей, потому что здесь можно дать качественное образование, есть большая инженерная школа, и здесь потом можно найти работу, — говорит Сергей Капков о важности образования в городах и области.
Прямо сейчас, может быть, это звучит очень наивно, но это главный потенциал развития Свердловской области.
— Вопрос качественного образования — в том, что с этим образованием человек может пойти дальше работать. Если потом его диплом не является конкурентоспособным хотя бы на территории всей Российской Федерации — это некачественное образование, — добавляет эксперт.
Он также приводит статистику по Москве: 75% вакансий — высокооплачиваемые и не требуют высшего образования, оно требуется только в 15% вакансий. При этом в Кемерове 72% выпускников колледжей легко находят работу внутри региона. Поэтому выход — хорошие колледжи.
— Сейчас идет огромный тренд и в Москве, и в Подмосковье по созданию таких колледжей. Я думаю, что для Свердловской области и любого небольшого города это бизнес-идея, которую за 5–10 лет можно организовать. Главная вещь — это иметь общежитие. Нужно просто убедить молодого человека не мучиться в школе, не сдавать ЕГЭ, не иметь стресс, а за бесплатно пойти учиться в те же Первоуральск или Североуральск, получить профессию и через два года иметь хорошую специальность и большую зарплату. Это и есть база, подпитка любого небольшого города, — объясняет Сергей Капков.
Отсюда же следует другой важный момент: уровень зарплат в городе. Если тут платят мало, человек поедет искать место, где денег больше.
— Для любого промышленного города Свердловской области высокая зарплата — это достаточно внятный аргумент. Как правило, работники металлургического предприятия в принципе знают среднюю зарплату по отрасли у других металлургов и достаточно быстро готовы мигрировать из одного рабочего города в другой, если это подразумевает какое-то улучшение социального пакета и жизни, — добавляет эксперт.
«Людей не интересуют политические вопросы, их интересуют детские площадки»
— Урбанистика — это первая база демократии. Многих людей не сильно интересуют общие политические вопросы, но вопрос количества детских площадок или парковочных мест волнует. В каждом дворе есть конфликт за место для машины. Так вот, задача — чтобы этого конфликта не было, а были разговоры, — объясняет Сергей Капков.
При этом чем меньше город, тем легче в нём должен быть путь общения жителя с властью и выхода на прямой диалог, который должна инициировать и сама власть.
— Люди всегда являются потребителями того, что делает город. У них стабильный доход, у них понятные отношения с городом. Поэтому [с любыми переменами] сначала надо убедить общество в том, какой город мы строим. Вся информация о разработке должна быть публичной, у людей огромное недоверие к власти, особенно со стройкой, — считает урбанист.
Если людям предложить выбирать, какое будет количество зеленых насаждений, в какой фасад красить ту или иную стену — они с удовольствием готовы это услышать и поучаствовать.
«Нужно ликвидировать пустыри»
— Люди в любом городе мира будут жить в своих уютных квартирах, а всё остальное — это то, за что мы любим город, поэтому создание сети пешеходных маршрутов — важнейшая вещь. У нас же большинство городов — это административный центр и спальные районы, — говорит Сергей Капков.
Один из вариантов объединения города — избавиться от всех пустых участков, которые рушат общий вид.
— Вот пойдёте сегодня домой пешком, и сами увидите, сколько вокруг пустырей. Но это всё кадастрируется и можно сделать что угодно — от стоянки до собачьей площадки. Засеянный травой пустырь — уже не пустырь, а лужайка, — приводит пример урбанист.
Просто пустырей быть не должно. Пустыри разрывают вам восприятия города.
Еще один пример от эксперта — абсолютный хаос в озеленении городов.
— Если мы будем сажать только определенные виды деревьев, вы не поверите, каким станет город. Если бы на самом первом таком форуме, 11 лет назад, кто-то сказал, что сажать нужно только пять видов деревьев, то сколько бы их уже выросло? Во всём мире уже так — одни и те же деревья, классические решения входных групп и летних кафе, — добавляет Сергей Капков.
От деревьев переходим к еще одному важному пункту жизни в городах — экологии. И тут совет эксперта тот же: говорить с людьми о проблемах.
— Хорошая экология — вещь спорная в промышленных городах, но эта тема всегда волнует жителей, и об этом нужно разговаривать, хотя бы в контексте качества водопроводной воды или уборки города, — уверен урбанист.
Когда даже в Москве идет вопрос: «Что такое экология?», то у всех разные восприятия. Многие считают, что Москва — не самый озелененный город.
— Хотя объективно Москва — один из самых озелененных мегаполисов, потому что есть большие лесные массивы внутри города, но москвичи всё равно будут считать, что у них плохая экология. Невозможно объяснить, что она лучше, чем в любом городе-миллионнике такого уровня, невозможно, но Москва с этим живет, — отмечает Сергей Капков.
Все новости о прошедшем форуме мы собираем в специальном разделе.
Также мы писали про важные новости с выставки: например, прочитайте, как перестроят Среднеуральск, застроят парковку у «Екатеринбург Арены» и какой будет деревня для айтишников на Широкой Речке.