Страна и мир мнение «Это другой мир». Как путешественницы три недели колесили по Монголии на машине — и потратили всего 150 тысяч

«Это другой мир». Как путешественницы три недели колесили по Монголии на машине — и потратили всего 150 тысяч

А на пути туда они нашли несколько неизвестных им интересных мест в России

За 24 дня тюменки преодолели 9 тысяч километров на легковушке

Путешествие на машине по стране — это всегда интересно и необычно. А что, если рвануть в отпуск в Монголию? На такую авантюру отважились две тюменки. Они отправились на автомобиле через всю страну, чтобы увидеть миниатюрную пустыню Гоби, самую большую конную статую и бескрайние удивительные пейзажи. Подробности путешественница Ольга Вибе рассказала нашим коллегам из 72.RU.

Почему Монголия?

Для меня отпуск — это переключение с работы на что-то совершенно новое. Мне сложно представить, как я буду просто лежать и отдыхать. Поэтому стараюсь выбирать интересные и необычные места.

Первый раз мысль о Монголии посетила меня, когда я была на Алтае. Мы доехали до конца Чуйского тракта, практически до границы у поселка Ташанта. И увидели, насколько красива природа рядом с Монголией. Степи, горы на отдалении, которые постоянно меняют свой цвет под солнцем. Тут же верблюды бродят. Еще тогда захотелось заехать в Монголию, но после пандемии граница была закрыта. Несмотря на неоднозначные отзывы, картинка меня очень манила. И мы собрались.

Сборы

Сначала мы планировали ехать в компании из нескольких человек, но, как это обычно бывает, ближе к дате старта у кого-то кошка заболела, у кого-то еще что-то случилось. В общем, получилось так, что нас осталось двое: я и моя подруга.

Почему на машине? Чтобы увидеть как можно больше разных интересных мест, не зависеть от общественного транспорта, его маршрутов, расписаний. Машина — это всегда свобода, комфорт и в том числе даже независимость от гостиниц — с собой в автобоксе у нас были и палатки, и всё для кемпинга.

Невероятными пейзажами Монголия встречает уже на въезде

Перед поездкой подготовили в первую очередь кемпинговое оборудование: палатки, автодуш, автотуалет, кухню, газ, плитку. Все нужные для подобных путешествий вещи. Также обязательно перед поездкой разработать маршрут, просчитать километраж, предварительный расхода бензина. А еще провести техобслуживание автомобиля, потому что маршрут длинный — у нас он вышел более 9000 километров. Поэтому мы проходили техобслуживание в Иркутске. Все эти нюансы надо обязательно заранее планировать.

Чтобы путешествие не превратилось в какую-то гонку из точки А в точку Б, обязательно нужно посещать интересные места по маршруту, где останавливаешься на время. То есть проезжаем Омск, смотрим что-то интересное. В таких случаях подготовка тоже нужна, чтобы сделать путешествие именно путешествием. Большая часть подготовки — это поиск интересных мест по маршруту.

На машине через всю страну

Основные точки до Монголии мы тоже планировали — чтобы дорога была для нас интересной. В Новосибирске, например, посетили музей погребальной культуры. Это единственный в России музей смерти, расположен на территории крематория. Потом поехали в Томск, увидели деревянную архитектуру. Казалось бы, что в Тюмени у нас тоже ее много, но наша деревянная резьба совершенно другая. В Томске она более тонкая, изящная, кружевная, у нас — более объемная, архитектурная. В Красноярске мы с подругой поднялись на столбы, в Иркутске — нашли музей мусора на свалке ТБО и еще одно совершенно чудесное место — «Книжный приют». Наш маршрут до Монголии был уже сам по себе очень интересным, захватывающим путешествием, с кучей эмоций.

Буддийский храм Аглаг бүтээлийн хийд

Статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге считается самой большой в мире конной статуей. Ее высота без постамента достигает 40 метров!

Главного пункта назначения не было. Мы хотели просто увидеть страну настолько, насколько это возможно было на нашем автомобиле. У меня обычная машина Kia Rio X. Это никакой не внедорожник, простая асфальтовая иномарка. И цель была как раз сама поездка по Монголии вдоль всей страны. Заехали мы со стороны Улан-Удэ, и оттуда через Кяхту поехали в Улан-Батор, дальше через всю страну, через маленькие городки в сторону Ташанты и обратно домой возвращались через Алтай.

Первой точкой в Монголии был Аглаг бүтээлийн хийд. Это буддийский центр, связанный с искусством. А дальше был Улан-Батор — хотелось посмотреть столицу. Мы провели в нем три дня. Посетили дворец, театр, много гуляли по городу. Безусловно, важной точкой была статуя Чингисхана, самая большая в мире конная статуя. Побывали в природном парке Горхи-Тэрэлж.

И дальше поехали в Мини Гоби. Это место, где есть дюны, как в пустыне Гоби, но, конечно, таковым не является. В саму пустыню Гоби ехать далековато, и туда можно попасть только на внедорожнике. Поэтому дорога туда нам была закрыта. Но и в Мини Гоби очень красиво, интересно: верблюды, пески, голубое небо.

Следующей точкой был Хархорин, один из самых древних городов Монголии. И уже из него, по сути, началась дорога домой, в сторону Алтая. Потому что дальше каких-то таких ярких достопримечательностей, которые можно посетить на обычном автомобиле, особо нет. Только постоянно меняющийся пейзаж — горы и степи разных оттенков, верблюды, козы и яки.

Из того, что мы хотели посетить, но не успели, — парк Хустай. Это место, где в естественной среде живут лошади Пржевальского. Но из-за дождей мы подумали, что вряд ли их увидим. И решили не терять время.

Аренда такой юрты на сутки стоит около 10 тысяч тугриков — это около 2600 рублей

+1

Проживание, еда и цены

В городах мы останавливались в гостиницах разного класса. Двухместный номер стоил в районе 2,5–3 тысячи рублей. В Монголии юртовые кемпинги были очень разными. Самый дешевый — 80 тысяч тугриков (чуть больше 2000 рублей) на двоих. Это обычный, простой юртовый кемпинг с деревянным туалетом на улице. Но в Монголии они довольно чистые. Рядом с юртой — парковочное место для машины. Были и более дорогие варианты: с душем, кухней и всеми удобствами. Но мы просто проезжали мимо, остановились, узнали стоимость и решили заночевать там. На следующий день были уже в гостинице.

Иногда ночевали в своей палатке. Это бесплатно, потому что ставить их можно везде, кроме территории национальных парков.

Так выглядит монгольский фастфуд. Всё очень сытно и вкусно

Питались мы практически полностью местной кухней, потому что она недорогая, очень сытная — едят в Монголии в основном мясо. Мясо с тестом, немного овощей. На гарнир: рис, домашняя лапша. Под конец поездки уже очень не хватало зелени, овощей и фруктов, не в каждом магазине в маленьких населенных пунктах они есть. Только в супермаркетах Улан-Батора мы видели большой выбор овощей и фруктов: от яблок до манго, а в маленьких городах всё очень скромно: два-три вида фруктов, огурцы, морковь, лук. Цены высокие, и, видимо, люди из глубинки не могут себе их позволить или просто не привыкли есть.

Самая большая проблема с едой — заказать что-то, когда нет фотографий. Поэтому лучшая идея — ходить в кафе с фастфудом или в столовые. Там есть фотографии, экраны, можно пальцем ткнуть во что-то конкретное. А просто по названиям приходится постоянно гуглить, что это такое. Хоть и кириллицей написано, а понять-то ничего нельзя. Что это за еда? Суп это или второе? Мясо или нет? К концу поездки мы уже выучили, как будет по-монгольски мясо, поэтому было проще. Но проблема языковая чувствуется, потому что сами монголы практически ни по-русски, ни по-английски не говорят, и общение — только через гугл-переводчик или жестами. В Улан-Баторе еще можно найти англоговорящих, русскоговорящих, и в каких-то туристических местах. А так — нет.

Обмен денег на улице Найман Шарга. В банках не принимают доллары старого образца, а «менялы» принимают всё

Местные жители классные. Они очень доброжелательные, спокойные, в меру любопытные. Они не будут тебя дергать за руку, чтобы с тобой фоткаться. Дети смотрят, хихикают, но при этом держат дистанцию. Ни разу не было такого, чтобы мы не смогли решить какой-то вопрос. Несмотря на языковой барьер, они очень стараются понять тебя, помочь.

Советы для путешественников

После перехода границы лучше сразу поменять какое-то количество рублей на тугрики, потому что потом это можно сделать только в Улан-Баторе. В маленьких городках, где-то в глубинках Монголии никто рубли менять не будет, они никому не нужны. Так же и в центральной части страны. Лучше обменять сразу необходимую на пару дней сумму, а после в Улан-Баторе сделать это еще раз. Например, на улице «менял» — Найман Шарга.

По пути попадаются очень интересные долины с каменистыми выступами. Чтобы там погулять, надо съехать с трассы

Еще один важный момент: сразу при въезде нужно оформлять страховку, ее можно оплатить рублями. Стоимость зависит от мощности автомобиля. На мою Kia Rio X обошлась в 2100 рублей. Более мощные автомобили обходятся дороже, но до 3000 рублей. На въезде также можно приобрести и сим-карту, но активировать важно прямо на месте. Регистрация оформляется через СМС и, не зная монгольского, сделать это невозможно.

В Монголии есть платные участки дорог, где собирают по тысяче тугриков. Важно, чтобы где-то под рукой лежала эта тысячная купюра. В остальных местах к оплате принимаются карты Газпромбанка UnionPay. Ими можно платить практически везде.

До поездки я читала много отзывов именно про вождение, про водителей Улан-Батора. И большинство россиян писали, что водят ужасно. Я же заметила, что движение достаточно плотное, водители много сигналят, но не из-за того, что возмущены, а когда просто хотят обозначиться. Мол, вот я здесь, за тобой, или сбоку собираюсь поворачивать. Потому что в Улан-Баторе очень плотный трафик. И с помощью сигнала вот так общаются. Но в целом водят аккуратно.

Горное озеро Толбо Нуур тоже обязательно надо посетить

Ради чего стоит вернуться?

В общей сложности за 24 дня мы уложились в сумму 150 тысяч на двоих, почти 40 из которых ушли только на бензин. Остальное: жилье, питание, входные билеты, развлечения, немного шопинга. Конечно, можно сделать такую поездку еще бюджетнее, сократив траты на гостиницы.

Хотела ли я бы вернуться в Монголию? Только если на внедорожнике. Наш маршрут был идеальным для автомобиля на переднем приводе, и мы по нему посмотрели всё. Но в Монголии гораздо больше интересных, красивых мест. Это в основном природные достопримечательности: пустыня Гоби, каньоны, озера. Но добраться туда можно только на машине посерьезнее. Стоит посетить страну еще и ради шопинга, а именно — качественных вещей из натурального кашемира.

Не страшно ли было нам с подругой вдвоем в чужой стране? Нет. Дороги практически везде хорошие, за очень маленькими исключениями. Есть небольшие участки разбитые, что в России, что в Монголии, но их мало. Везде хороший придорожный сервис, достаточно заправок, кафе, гостиниц. Найти, где поесть, переночевать, можно всегда. Не было моментов, когда мы бы почувствовали тревогу или опасность.

В заключение хочется сказать, что Монголия — это не просто другая страна и другая культура, это как будто другой мир, другая цивилизация. Конечно, это очень отключает мозг, ты прямо перезагружаешься и находишься в совершенно другой системе координат. И чтобы получить удовольствие от этого путешествия, как мы, нужно отключить критический взгляд. Перестать сравнивать Монголию с Россией или с другими странами. Не критиковать, не думать, что так, а что нет. А просто наслаждаться.

Последний монгольский населенный пункт перед границей — Цаганнуур

А вы бы хотели отправиться в Монголию?

Да, отличная авантюра!
Предпочту поваляться на пляже
Отвечу в комментариях

Прочитайте, как екатеринбурженка получила 2 миллиона рублей за 86-километровую пробежку по Африке. А известный бизнесмен из уральской столицы побывал на Северном полюсе — мы писали, сколько он отдал за путешествие мечты.

Исследовать Русский Север любит редактор телеграм-канала E1.RU Анастасия Баранова. Почитайте ее колонки о путешествиях в Норильск и Воркуту.

Недавно мы публиковали рассказ екатеринбуржцев, побывавших в Северной Корее. Они поведали о множестве запретов, которые ждут туристов, отправляющихся в самую закрытую страну мира. А еще мы писали об отдыхе в Иране, Грузии и Камбодже.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Уже в 15 лет готов убить за дерзкое слово». Главный редактор E1.RU — о самых важных событиях недели
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Представился сотрудником ГИБДД и сказал, что ему пофиг». Мама двоих детей — о том, почему наказания для автохамов не работают
Алена Ямушева
Мнение
Вернулись в школу — подцепили корь и ветрянку. Вирусолог ответил, ждать ли вспышек «детских» болезней осенью и как себя защитить
Анонимное мнение
Мнение
Новым домам урезали гарантийный срок. Как заставить застройщика исправить косяки, если ему это невыгодно?
Артём Гребец
директор правовой компании
Мнение
«Это лютейшая провинция». Путешественник из Екатеринбурга рассказал, зачем в отпуске ехать во Владикавказ
Иван Шестак
Корреспондент E1.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления