Wylsacom — один из самых популярных и богатых техноблогеров в России. Валентин Петухов делает обзоры на разные гаджеты и технику для 11,4 миллиона подписчиков.
14 сентября блогер выступил с лекцией на фестивале Контура «Пикник IT» в Екатеринбурге. E1.RU пообщались с Wylsacom о блокировке YouTube, популярных российских сервисах и о возможном уходе Apple из России, а также узнали, когда же всё-таки подешевеет iPhone 15.
О том, что же российских пользователей ждет дальше, читайте в нашем интервью.
«YouTube — мощная штука, просто взять и выключить его тяжело»
— Что вы будете делать, когда пользователи не смогут смотреть YouTube и на телефоне?
— Поскольку у нас технологичный канал, то и люди подкованные. Даже сейчас, когда началось замедление, мы такой большой просадки трафика, как у многих других моих коллег, не наблюдаем. Хочется верить, что наши зрители смогут найти путь к контенту, но есть альтернативные площадки. Мы уже выкладываем видео и в VK, и в «Дзене», и в Telegram. Я думаю, что будем следовать за зрителем: где ему будет удобно смотреть, там мы и будем в нужный момент, в нужное время.
— Насколько доход от рекламы на альтернативных площадках отличается от YouTube?
— Он сильно меньше, но он есть, и это действительно очень хорошее подспорье. Я думаю, если там будет больше контента и авторов, и если дать им время, то шанс, что это раскрутится во что-то более масштабное, есть. Для небольших авторов те деньги, которые можно зарабатывать на российских площадках, могут быть хорошим стартом. Для нас, с затратами на продакшен и прочее, это не такие большие деньги, конечно. Но здорово, что у нас это развивается.
— Может ли случиться так, что из-за блокировки YouTube многие блогеры перестанут делать контент, потому что попросту не смогут зарабатывать?
— Однозначно. Я думаю, что это, скорее всего, коснется небольших ребят, которые либо только начинают свой путь, либо в силу каких-то особенностей своего контента просто не могут иметь большую аудиторию. Например, это люди, которые занимаются какими-то нишевыми хобби, историями, которые не набирают много просмотров. У них пространство для маневра очень сильно ограничено, и здесь они либо смогут в новых реалиях сосуществовать, либо им придется перейти в другое русло.
Большие блогеры в меньшей степени подвержены этим проблемам, потому что они за счет некого медиакапитала могут со своей аудиторией куда-то перейти. В большей степени блокировка коснется рядового зрителя, который на YouTube смотрит, например, гайд по выращиванию помидоров, и маленьких ребят, которые делают что-то креативное.
Большие блогеры, мощные артисты — они найдут себе площадку и смогут дальше выживать.
— И всё-таки, чего же нам ждать: закроют ли YouTube насовсем? Ваши прогнозы.
— Я так понимаю, что он находится в правовом сером поле, потому что окончательного решения нет: хотят его заблокировать или нет. То есть, если бы было принято волевое решение, то он бы пошел вслед за многими другими соцсетями, которые заблокировали и всё. Но YouTube — это достаточно мощная штука, поэтому просто взять и выключить его как будто бы тяжело, поэтому наблюдаем.
Постоянно происходят эти качели, когда говорят: вот, YouTube уже заблокируют завтра полностью, а потом приходит сообщение: вроде как работает. У некоторых начинает работать там, где не работало. И вот оно так всё двигается. Я сторонник думать, что всё-таки в таком легком формате оно и продолжит существовать какое-то время. То есть чуть-чуть замедляем, чуть-чуть ограничиваем.
Но есть и обратная сторона медали — это бизнес, который не очень понимает, что происходит, потому что на стационарных провайдерах ничего не работает, на мобильных сетях что-то работает. Люди часто не понимают причинно-следственной связи: они идут ставить одну звездочку YouTube со словами «у вас что-то ничего не работает», люди звонят своему провайдеру со словами «что-то у вас ничего не грузит».
Бизнес идет к чиновникам со словами: «А что происходит, нам что сказать своим абонентам, которые говорят: „Я тогда отключаюсь, я буду пользоваться сотовой сетью“?»
Эти нюансы очень сильно на всё влияют, поэтому хочется верить, что оно в худшем случае останется так, а в лучшем — всё-таки вернут к тому, что было, потому что YouTube выгоден всем. Хочется верить, что найдут и рычаги, и форматы взаимодействия.
«YouTube не сразу стал таким классным»
— В чём отличие VK Видео и Rutube от YouTube? Почему они несовершенны?
— Я бы вообще сказал, что Rutube стоит вынести за скобки, потому что он, к сожалению, свои полимеры потерял много лет назад. Пытались его реинкарнировать, возродить несколько раз — и каждый раз не очень успешно, на мой взгляд.
VK Видео ближе всего к YouTube с точки зрения контента, алгоритмов, каких-то таких процессов. Он и выглядит похоже. На мой взгляд, у него есть пока единственный фундаментальный недостаток — его всё пытаются развивать внутри VK как социальной сети, несмотря на то, что это отдельный сервис.
Если они смогут его сепарировать, и мы увидим, что VK Видео — это классный хостинг, тогда будет хорошо. Сейчас видео в VK живет в трех состояниях: на личной странице, в сообществе и в [разделе] видео. Иногда бывает очень сложно, потому что у каждого свои комментарии, просмотры. Собрать это всё воедино бывает непросто.
— Как думаете, сколько тогда времени потребуется VK Видео, чтобы стать такой же популярной площадкой, как YouTube?
— Сервис сегодня достаточно популярен на своем уровне. Но YouTube — это же не просто контент, это еще и алгоритмы, хостинг, новые возможности. Я думаю, что этот процесс не такой быстрый, к сожалению. Даже если YouTube полностью закроют, все с него уйдут.
YouTube не сразу стал таким классным. Он тоже долго развивался.
Плюс нужно понимать, что сегодня существуют новые форматы, такие как TikTok и прочее. Они тоже очень сильно на себя переманивают молодую аудиторию. VK всё равно не останется в одиночестве, будут какие-то конкуренты. Нам, как зрителям и авторам, это в позитив, потому что за счет конкуренции сервисы постоянно придумывают что-то новое, внедряют какие-то фишечки. За последние два года рывок был значительный.
— Правильно понимаю, что вы бы порекомендовали перейти на площадку VK?
— Молодым авторам — да. По большому счету, сегодня классно, когда ты присутствуешь везде, причем не просто заливаешь контент во все стороны, а всё-таки делаешь поправку на конкретную соцсеть. Что-то хорошо заходит в одном, что-то в другом. Если удастся поймать нерв каждой соцсети и понять, что там сейчас популярно, что там смотрят, и адаптировать контент под нее, это будет очень круто.
Например, Telegram как видео-площадка имеет свои ограничения, потому что люди не совсем за тем туда ходят. Но как соцсеть это номер один с точки зрения популярности. Очень тяжело пробиться молодым, потому что нет алгоритмов, которые могут тебя принести своему читателю, зрителю. Нужно самому пробиваться, но если найти возможности, то Telegram — это хороший канал связи со своей аудиторией.
И еще один интересный факт — это Twitch. Стрим — это очень популярный формат. Если говорить про старт карьеры, то можно рассматривать стримы как один из элементов продвижения.
«Rutube очень сильно отстает от всего, что есть»
— Какие недостатки у Rutube вы бы выделили?
— Он самый простой, потому что больше похож не на видеохостинг, а на облачное хранилище. То есть туда просто загружается видео, там достаточно тяжелая модерация, основу которой никто не понимает. Есть видео, которые не получают одобрения, есть видео, которые получают — это очень странно. Нет обратной связи, отсутствуют комментарии.
Я бы сегодня Rutube рассматривал как онлайн-кинотеатр. Это очень похоже на любой коммерческий кинотеатр, где можно смотреть сериалы, ТВ-каналы и прочее. Но, конечно, со всеми этими ограничениями уходить туда на постоянку достаточно сложно.
Мы, например, каждый день выкладываем какие-то видео. Если мы будем на Rutube выкладывать и ждать несколько дней модерации, а нам будут их блокировать, в этом смысла нет. Площадка очень сильно отстает от всего, что есть. Даже всякие свежие площадки появляются, бум случился на волне ограничения YouTube. Есть вера в то, что даже они смогут достичь чего-то большего, чем Rutube.
Его вспоминают в последнюю очередь как площадку для авторов, где можно что-то сделать.
— Есть ли вероятность, что Rutube сможет стать популярной платформой?
— Я считаю, что его нужно перезапускать с нуля, в очередной раз всё закрывать и делать. Но вера в то, что VK Видео ближе подойдут к YouTube, у меня больше, чем Rutube. Это специфический сервис, который погряз в каком-то своем странном состоянии.
Там своя жизнь, и такое впечатление, что им зрители не сильно нужны.
Периодически про них вспоминают, скачивают приложение — в таком ритме они и существуют.
«Если русский человек хочет iPhone, он купит iPhone»
— Многие зарубежные сервисы прекратили работу в России. Как думаете, может ли в ближайшее время уйти и Apple или мы для них слишком важный рынок?
— Apple ушли первыми. Самое забавное, что компания в этом плане оказалась достаточно быстрой на подъем: буквально как только — так сразу. Они ушли официально, но понятное дело, что техника продается, и всё это можно купить. Они делают пусть и не самые активные шаги, но всё равно навстречу российским пользователям. AppStore продолжает работать. Да, мы потеряли какие-то функции, типа ApplePay, но в целом им можно пользоваться.
Многие бренды сейчас находятся в подвешенном состоянии. Они, например, остановили маркетинговую активность, но при этом продолжают продавать свои товары. Кто-то полностью ушел, как Apple, кто-то по разным схемам работает… Но в любом случае наш рынок очень интересен: ушли одни, пришли другие — огромное количество китайских брендов, конечно же. В целом дефицита товаров, услуг и сервисов мы не ощущаем.
— А что, если всё-таки iPhone не будет в России?
— У нас очень специфический менталитет. Если iPhone запретят, всё равно найдутся люди, которые захотят его добыть.
Чем сложнее — тем интереснее, поэтому нашего человека ничем не перешибешь.
Сейчас выходит iPhone 16, топовые версии по 250 тысяч рублей, и это никого особо не останавливает. То есть если русский человек хочет iPhone, он купит iPhone. Поэтому я думаю, что найдутся способы.
Опять же: у нас всё очень интересно за последние два года подсветилось: всё можно купить, всё можно добыть — вопрос цены и времени. Что-то едет долго, что-то стоит больших денег, но в любом случае, если человек хочет купить себе самый странный гаджет или самый последний автомобиль, всё это происходит.
— Когда подешевеет iPhone 15?
— Во-первых, есть определенное количество людей, которые готовы каждый год обновляться, — такой вот у них подход. И, конечно, годовалый телефон купить будет очень-очень выгодно, я считаю, что это можно будет совершенно спокойно, потихонечку делать.
А второй момент — это то, что в нужных маркетплейсах и прочих сервисах за счет комбинаций, всевозможных скидок, бонусных баллов и прочего цена получается достаточно комфортной.
Был период не так давно, когда iPhone в России был дешевле, чем где-либо в мире, как раз из-за этих интересных конструкций.
Я ожидаю, что выход шестнадцатой линейки для многих — это хороший повод купить прошлогоднюю модель или двухлетнюю. iPhone 15 сейчас, скажем так, получает всё больше баллов в смысле интереса покупки.
Замедление YouTube в России началось в августе: пользователи разных провайдеров стали замечать задержки в воспроизведении видео. Мы узнали у эксперта, как это организовано технически и могут ли местные провайдеры влиять на работу американского сервиса.
Ранее аналитики Telecom Daily изучили, как пользуются видеоплатформами российские зрители. Исследование, в котором поучаствовали более 1000 человек, охватило такие площадки, как VK Видео, Rutube, «Дзен» и «Одноклассники».