Екатеринбурженка Евгения Зуева летом 2024-го вместе с супругом оправилась в самый необычный отпуск своей жизни — на остров Сахалин. Если вы думаете, что там всё безумно дорого, холодно и нечего посмотреть, то вы сильно ошибаетесь.
На всё путешествие пара потратила 148 тысяч рублей — и то большую часть расходов составили авиабилеты (пришлось отдать 60 тысяч рублей за дорогу туда и обратно). На втором месте по затратам — аренда автомобиля (28 тысяч). Еще около 16 тысяч ушло на еду и 20 тысяч — на оплату съемной квартиры.
По итогу путешествия екатеринбуржцы получили массу эмоций. Здесь было всё: от экстремальной поездки на мыс Птичий, куда паре пришлось забираться по канату, до невероятно красивых видов и, конечно, вкуснейших морепродуктов. Прочитайте рассказ Евгении от первого лица!
Долгий путь на край света
Остров Сахалин — не первое место, которое мы посетили на Дальнем Востоке. В ноябре 2023-го мы уже ездили на Камчатку, поэтому знали, как лучше построить оптимальный маршрут для отдыха. Авиабилеты на июль 2024-го до Сахалина и обратно (с пересадкой в Новосибирске) мы купили еще в декабре прошлого года — вышло по 30 тысяч рублей на человека.
Квартиру и автомобиль арендовали за неделю до путешествия, и это нам крупно повезло, так как обычно их бронируют чуть ли не с апреля. Однокомнатная квартира обошлась в 20 тысяч рублей за восемь дней, автомобиль Suzuki Jimny — в 28 тысяч за семь дней, плюс залог в размере 10 тысяч рублей (без ограничений по километражу в сутки и без дополнительных плат за выезд на грунтовую дорогу).
От себя добавим, что на Сахалине, так же как и на Камчатке, съезд с асфальтированной дороги на грунтовую платный.
Также перед такими самостоятельными путешествиями стоит приобрести страховку.
Днем 4 июля мы вылетели из Екатеринбурга, а утром 5 июля приземлились в международном аэропорту Южно-Сахалинска. Год назад там открыли новый терминал, и теперь все прилеты и вылеты производятся через него.
Разница во времени между Южным и Екатеринбургом — шесть часов. От аэропорта заказали такси, за 17-минутную поездку отдали 315 рублей. Вечером нам привезли арендованную нами машину.
Первый и второй день. Маяк Анива, нерпы и морские звезды
В первый день мы решили никуда не ездить, а просто отоспаться: перелет и смена часового пояса дали о себе знать. Вечером мы договорились за экскурсию на маяк Анива — это визитная карточка острова Сахалин. Стоимость — 6500 рублей за человека. Мы отказались от трансфера, поэтому отдали по 5000 рублей за каждого и в шесть утра сами поехали в порт-ковш Новиково — это 117 километров в одну сторону.
Мы проезжали через город Корсаков, завод «Пригородное», село Озерское, лагуну Буссе и село Новиково, именно за ним находится старый порт-ковш Новиково. Выход в море назначили на 09:30, погода была не очень: то дождь, то ветер.
Плыли против волн, все брызги воды летели прямо на нас, а порывы ветра даже сносили лодку вбок.
К счастью, на берегу нам выдали плащи и спасательные жилеты, так что мы выглядели как покемоны.
За пять километров до места назначения ветер стих, начал виднеться сам маяк Анива. Тогда я на мгновенье забыла, что только что нас обливало брызгами воды; забыла о мерзком ветре.
К нашей радости, маяк нас встретил лучиками солнца, пробивающимися сквозь тучи. Через десять минут стало солнечно, вода приобрела ярко-синий цвет.
Во время почетного круга вокруг маяка на выступах скал мы заметили отдыхающих нерп. Улыбка от умиления сама появилась на моем лице!
На втором круге нас высадили у острова, плащи решили не снимать из-за чаек, «бомбардирующих» всех сверху, — видимо, птицы защищали свою территорию. На сам маяк никто не поднимался, этим летом его закрыли на реконструкцию. Нам дали 40 минут, чтобы осмотреть всё вокруг. Эмоций получили с избытком.
Когда мы поплыли обратно, увидели нереально красивое побережье, а за 35 километров до порта остановились на пикник в бухте Мраморной, где провели минут 40, перекусив пышками с сахарной пудрой и выпив горячий чай. Всё побережье было усыпано морскими звездами, которых мы брали в руки, фотографировали и возвращали в воду.
Погода на обратном пути порадовала, но поездка нас вымотала — она длилась чуть больше 11 часов, в Южный мы вернулись только в полшестого вечера.
Третий день. Невельск, сивучи и «Чертов мост»
Мы проснулись в семь утра, посмотрели прогноз погоды и поехали туда, где не было дождя — на побережье Татарского пролива по маршруту Южный — Невельск — Холмск — Южный.
Маршрут лежал через горный массив с густыми лесами, нужно было проехать 20 километров по серпантину, сквозь туман. К сожалению, мы не увидели всю красоту пейзажей, но и самой дороги хватило, чтобы получить незабываемые впечатления.
Визитная карточка Невельска — лежбище сивучей. В России только два таких места, это Камчатка и Сахалин. Больше всего их можно увидеть в июле и августе, и нам повезло. Волнорез был просто усыпан этими морскими животными, а на смотровой площадке можно бесплатно воспользоваться биноклями и понаблюдать за сивучами с берега.
Насладившись видами, мы двинулись дальше в сторону Холмска. Поехали по грунтовой дороге вдоль Татарского пролива. Если честно, дорога так себе, после циклонов по ней часто сходит сель.
Сам Холмск нас не впечатлил, но в 11 километрах от города находится уникальный инженерный объект — «Чертов мост».
От Холмска до железнодорожной станции «Тайное озеро» мы доехали по грунтовой дороге, до шлагбаума и местного СНТ. Оказалось, что проезд там разрешен только местным агрономам. До моста оставалось еще примерно пять километров.
Местные жители сказали нам, что неделю назад здесь видели медведицу с двумя медвежатами, поэтому идти в ту сторону было не очень безопасно.
Они же подсказали, что до «Чертова моста» ходит автобус. Оказалось, что так они называют тепловоз «Орлан». Мы дошли обратно до станции и еще час ждали автобус, а пока ждали — прогулялись по рельсам до Тайного водохранилища.
Вид от станции и до озера — божественный: огромные листы белокопытника, достигающего двух метров в высоту, дикий желтый ирис, растущий вдоль озера.
Вскоре мы вернулись на платформу. Четыре вагона медленно ползли вдоль озера у подножья холмов — в 13:46 мы сели в него и уже в 13:55 были на месте. Увидели мост и через 10 минут поехали обратно до станции, где оставили свой автомобиль.
Далее мы вернулись в Холмск и отправились в сторону Южного, домой вернулись только в шесть часов вечера.
Четвертый день. Сахалинский янтарь и крабы
И снова погода не радовала нас, но мы поехали в село Взморье за крабом, в южном направлении вдоль Охотского моря, но перед этим заехали на Быковские пороги и на пляж в селе Стародубское. Пляж славится своим сахалинитом — это местный янтарь.
Отъехав подальше от села, мы оставили машину на берегу и пошли искать янтарь. Был отлив, и в водорослях мы нашли наш первый сахалинит.
Увы, мы забыли выключить фары и посадили аккумулятор. Через 20–25 минут к нам на помощь пришел один из местных, он подогнал свое авто ближе к нашему и прикурил нас. Местные в беде никого не бросают и всегда придут на помощь, если вы в ней нуждаетесь.
После мы по плану отправились в село Взморье, посмотрели тории (П-образные ворота. — Прим. ред.) храма Хигаси Сираура Дзиндзя и заехали на знаменитый рынок за крабами. На первый раз выбрали и купили для сравнения камчатского краба, краба-волосатика и краба-стригуна — стоит такой набор 1500 рублей. Из всех вкусным оказался камчатский.
Пятый день. Исторические музеи и морепродукты
На пятый день мы решили немного поспать, а в 09:30 поехали в Корсаков, что в 45 километрах от Южного. Недалеко от города красуется маяк Корсаковский — это была первая остановка. Вокруг маяка растут лилии и огоньки. Очень красиво!
Прогулявшись немного вокруг маяка, мы поехали в центр Корсакова к памятнику Печали, на смотровую площадку, и посмотрели на порт, а потом вернулись в Южный.
Южно-Сахалинск — очень выделяющийся город для Дальнего Востока. Он чистый, аккуратный, везде зелень и цветы, это было неожиданно.
На площади Победы стоит Кафедральный собор Рождества Христова и музейно-мемориальный комплекс.
Потом мы поехали до Сахалинского областного краеведческого музея — это памятник архитектуры и градостроительства, памятник японской культуры первой половины XX века, напоминающий японский средневековый замок.
Здание музея до нашего времени осталось в неизменном виде. Здесь находятся фонтан, сад, клумбы, японский ландшафт и исторические экспонаты, например, легкий танк Ха-Го, школьный павильон, постройки нивхов, постройки каторжных времен, каменные изваяния львов, японская легкая полевая гаубица. В самом музее хранятся коллекции по истории каторги, этнографии коренных народов, палеонтологии и зоологии.
После музея мы решили посетить местный ТРЦ «Аллея» и пообедать. Ресторан корейской кухни «Миринэ» нам порекомендовали местные, средний чек здесь — 650 рублей.
Перекусив, мы поехали на рынок морепродуктов «Успех», где купили свежих гребешков. Кореянка при нас замариновала их в васаби с соевым соусом, на вкус получилось огонь! Также взяли местных креветок с лагуны Буссе, они маленькие и со сливочным вкусом, как семечки залетали. Купили красную икру. Итого за все гадости на вечер отдали порядка 3500 рублей.
Шестой день. Птичий мыс, экстрим и невероятная красота
С самого утра мы отправились в наикрасивейшее место Сахалина — на мыс Птичий и мыс Великан. Всё это время мы ждали, когда на улице будет ясно, потому что в дождливую погоду ехать туда не стоит. Из Южного выехали в 07:30, проехали 45 километров и остановились у Охотского, чтобы купить продуктов и посмотреть на пляж — очень красиво и облагорожено. Есть променад из деревянного настила, лавочки, спуски к Охотскому морю и даже бесплатный туалет с горячей и холодной водой.
Далее нас ждали 47 километров грунтовой дороги. Если у вас не внедорожник, то не стоит даже думать, чтобы ехать туда. За десять километров до пункта назначения начался драйв, которого мы так долго ждали: полное бездорожье, реки, глубокие канавы с лужами, размытые повороты вдоль ущелья, падающие деревья. Доехали без происшествий, переоделись и отправились вдоль берега к Птичьему мысу.
В это время начался отлив, и, чтобы попасть на первую смотровую площадку, надо было по канатам забраться наверх по возвышенности. Это огонь!
Без страховки, хватаясь руками за канат, цепляясь подошвой кроссовок за выступы, нужно подняться на высоту шестиэтажного здания.
Если покупать экскурсию за 6500 рублей, такого драйва вы не получите. Вас проведут по тропам сверху и так же вернут обратно.
На вершине перед нами открылась невероятная красота. Мы просто молчали и любовались видом, даже «вау» не могли произнести. Дальше пошли до мыса Великан вдоль обалденно красивого леса и через 20 минут были на месте, где устроили пикник, а после передышки просто любовались красотой вокруг.
Не хотелось идти обратно вдоль леса, поэтому через 200 метров мы нашли спуск к морю. Тут нас ждал теплый песочек с морской водой градусов +7... +10, сразу скажем — искупались. А потом пошли обратно по берегу к автомобилю и поехали в Южный.
Седьмой день. Водопады
На этот раз мы поехали на Клоковский водопад — это в 170 километрах от Южного. Зона у водопада оборудована для семейного пикника, есть беседки и лавочки, ограждения, чтобы никто не сорвался вниз.
Мы провели у водопада минут 20 и поехали на бухту Тихую. Особенность этого места в том, что большую часть года в бухте не бывает сильных волн — идеальное место для отдыха. На пик Смелый мы уже не пошли, так как нам и от этого уже хватило впечатлений. Обратно домой приехали только в восемь часов вечера.
Восьмой, последний день на Сахалине
Куда ехать на восьмой день, мы уже не знали, да и желания не было. Остановились в городе Анива (не путать с мысом Анива и маяком Анива, это разные места, и расположены они далеко друг от друга). Выбрали Анивский пляж, самый большой и самый посещаемый на Сахалине, расположен он в бухте Лососей.
Территорию пляжа в этом году начали расширять и облагораживать, устанавливая скамейки, качели и бесплатные туалеты. С морюшком попрощались и двинули в сторону Южного. Вечер провели в закупках китайских сладостей для детей, нашли салат из папоротника гоби (Гобинамуль) для родителей, а покупку икры и морских гадов отложили на осень.
А вы хотели бы побывать на Сахалине?
Прочитайте, как екатеринбурженка получила 2 миллиона рублей за 86-километровую пробежку по Африке, а другой известный бизнесмен из Екатеринбурга побывал на Северном полюсе! Мы писали, сколько он отдал за путешествие мечты.
Исследовать Русский Север любит и SMM-редактор E1.RU Анастасия Баранова. Почитайте ее колонки о путешествии в Норильск и Воркуту.
Недавно мы публиковали рассказ екатеринбуржцев, побывавших в Северной Корее. Они поведали о множестве запретов, которые ждут туристов, отправляющихся в самую закрытую страну мира, а еще мы писали об отдыхе в Иране и в Грузии.