Страна и мир «Много работают. Прилетают сюда ошалевшие»: журналистка разговорила торговцев на рынке в Сочи и узнала важное про туристов

«Много работают. Прилетают сюда ошалевшие»: журналистка разговорила торговцев на рынке в Сочи и узнала важное про туристов

Душевные смол-токи про работу в Сочи и правда про отдыхающих

Красноярка понаблюдала за жизнью рынка в Сочи. О чем говорят торговцы и о чем переживают
Источник:

Каждое лето на центральном рынке в Сочи люди со всей страны торгуются, покупают чурчхелу, пробуют вино на разлив и арбузы. Продавцы работают годами одни и те же. Наша коллега из NGS24.RU Александра Славецкая слетала в отпуск и разговорила местных торговцев: что думают про своих покупателей, правда ли, что за сезон делают годовую выручку и почему хотят всё бросить и уехать из города, где все так любят отдыхать?

Нана: «Мне главное, чтобы купили и ушли»

В Сочи отдыхать хорошо, но все ли умеют?
Источник:

«Покупай, дорогая! Чай возьми, зимой его пить хорошо. Вот этот — для иммунитета, горный чай, вот этот — для женского здоровья, а тот мой любимый — цветочная ночь», — женщина за 40 очень бодро ведет диалог с тремя семейными парами. Туристы в белых майках, шортах, на которых изображены пальмы и южное небо, уходят с полными пакетами чая и приправ. Оставляют по две-четыре тысячи рублей.

Деньги продавщица прячет в пухлую сумку. Поливает шею водой из бутылки. Жарко. Ее зовут Нана, ей 47 лет. Крашеные волосы, нитка жемчуга, синий фартук и лосины. Козырек, чтобы волосы не лезли в глаза.

— Когда прихожу домой, вообще ни с кем не разговариваю. Во-первых, сил нет. Во-вторых, приправами дышу, а это вредно и горло садит, — рассказывает Нана. — Девушка, это сушеный имбирь! 200 рублей, моя хорошая! Берите, высший класс!

— Люди стали беднее?

— Нет, на отдыхе для себя не жалеют. Иногда приходят и на 15 тысяч могут взять, и на 25. Каждый день тут такое, не редкость. Только нужно видеть таких покупателей, чтобы к себе привлечь.

— Как?

— Посмотреть в глаза, улыбнуться. Тут премудростей нет. Товар хороший, свежий, всё упаковано. А поговорить по-доброму — это дополнительно приятно.

— Вы что-то понимаете про людей благодаря своей работе?

— Нет, мне главное, чтобы купили и ушли. А что у них там на уме — у каждого свое. Замечаю, что всё больше женщин стало богатых, и видно, что она в семье за мужчину. А муж вроде и рядом стоит, но он фоном скорее. А она — как царица. Такие много покупают в подарок родственникам — показать, что они богато отдохнули.

— Тут жарко. Когда вы последний раз купались?

— Я тут не купаюсь. Домой приезжаю, вот там — раздолье.

Некоторые торговцы в Сочи не купаются в море
Источник:

— Куда?

— В Армению.

— Там семья?

— Мама, папа, дети.

— Большие дети?

— 8 лет и 5 лет.

— Давно их не видели?

— Пять месяцев. Деньги им зарабатываю, отправляю.

— Большой заработок?

— Сама работать, что ль, хочешь у нас? Я бы тебя взяла, мне разговорчивые нужны. 3000–3500 в день. Это сейчас, в сезон. Надо работать, пока люди есть. Дама, возьмите, это очень вкусно! Сухая смесь аджики!

Нана уходит к покупательнице. Аджика, гранатовый соус, чесночная соль, розовая соль, приправа для шашлыка, приправа для плова — полторы тысячи переводом на счет в банке, где безлимит на переводы. Нана в июле планирует отправить самую большую сумму денег семье.

Маклава: «Рынок — это же интересно. Жизнь!»

Ряды с чурчхелой — цветные и очень красивые. Полоска орехов в соке стоит от 100 до 250 рублей, самый дорогой вариант — кешью в кокосовом молоке.

— У меня товар — бомба. Половина рынка покупает и перепродает, а у меня сын с невесткой чурчхелу сами готовят. Дома — тазы с соком, ореховый запах, работают и днем, и ночью. А я уж попроще, торгую, — говорит Маклава.

Ей 65, она армянка и приехала в Сочи с мужем 35 лет назад, тут вырос сын, супруг уже похоронен. Весь рынок знает, что у нее домашние продукты. Копченый сыр и чурчхела. Относятся с уважением и немного с завистью. К Маклаве туристы ходят несколько раз, потому что вкуснее.

Признавайтесь, захотели чурчхелу?
Источник:

— Тяжелая работа?

— А какая легкая? — улыбается Маклава — Прихожу сюда в 7, ухожу в 17.50, чтобы до больницы добежать, капельницы делаю каждый день, сахарный диабет у меня.

— Вы много зарабатываете?

— Хватает. Но раньше было больше. Наши ряды-то стояли на улице. Люди идут, гуляют, видят товар, зайдут, купят. Так должно быть! А к нам еще дойти надо. А сейчас ленивые, ходить не хотят. Мы еще и на втором этаже. Покупают ту же чурчхелу на побережье, а там что? Перекупы. Всем зарабатывать надо, я понимаю, меня тоже на берег звали. Но там души нет. Работают все один сезон. Не дружат, конкурируют. Про друг друга гадости рассказывают. Я уж здесь. Рынок — это же интересно. Жизнь! Я кому песню спою, кого — по плечу похлопаю, бывает, как дети, разулыбаются.

У Маклавы платье в мелкий цветочек. Вдруг делает реверанс и приветствует семью: мама и сын, на вид семиклассник.

— Ой, я тут у вас брала в виноградном соке фундук, вот мне еще такое надо! Нет, без пакета, прямо сейчас съем. Дим, Дим! Ты будешь?

— Не буду я.

— Ничего не хочет. Дим, вылези ты из телефона!

— Мам, пойдем уже отсюда! Мне надоело тут ходить.

— Держи, моя хорошая. Больше ничего не надо? Попробуй эту — сок киви и грецкий орех.

— Вкусно, наверное! Хочу! Сколько?

— Тебе 200, моя хорошая.

Арес: «Деньги всё испортили»

Арес — в льняной рубахе в полоску. Кепка. Сутулится. Часто выходит покурить. Смотрит на набережную реки Сочи с тоской:

— Все сейчас в супермаркетах. На каждом углу пооткрывались. Всё одно и то же. Яблоки китайские. Помидоры китайские. Зато дешево и близко. Невозможно с таким удобством конкурировать.

Арес 20 лет торгует фруктами. Говорит, что это его последний сезон. За последние 5 лет доход не увеличивается — клиенты не доходят до рынка. А если доходят — экономят.

— Арбузы режем сейчас постоянно. Целые редко берут. Персики у меня по 250. А магазин что? Он может и 180 поставить. А туристы есть такие: им главное — цена низкая.

Рынок — это вам не магазин. Это совсем другое
Источник:

— Что понимаете про людей благодаря своей работе?

— Много работают. Прилетают сюда ошалевшие. Всё хочется, а не можется. Уставшие. Обгоревшие. Потом ходят все в белом. Немного плечи хоть расслабляются, а еще через пару дней смотришь — глаза тоскливые. Значит, домой лететь пора. Отдыхать наши люди не успевают. А это нужно. Будешь отдыхать — будешь крепким. Сможешь больше своей семье отдать. Раньше прилетали на 21 день, очень было правильно. Сейчас — 7 дней или 10, черт-те что.

— Люди добрые?

— Всякие. На отдыхе всё видно. На рынке — тем более. Понятно по клиенту, любит он жить или всё экономит. Любит он жену или запрещает. Иногда ругаться начинают. Улыбки на лицах вроде бы, а тон натянутый, как будто пчела жалит, так друг другу говорят. Кусаются. А бывает, он счастливый, а она всё недовольна вечно. Ей и персик-мед невкусный, и клубника маленькая. Так это не во фруктах дело-то. Это ей не нравится ничего в своей жизни.

— Что будете делать после рынка?

— Может, в такси пойду. Мы дом строим. Работа нужна.

— Дом в Сочи?

— Нет, 400 километров отсюда. Я всю жизнь здесь живу. Хорошее место, но обмана стало много.

— Как это?

— А вот перед Олимпиадой сдавали квартиры рядом с местными очистными. Под окнами у людей канализация, одним словом, а им говорят — это пруд скоро новый откроется. Приходили ко мне на рынок, рассказывали. Я сначала рассмеялся, а людям-то не до смеха. Или сейчас построили очень дорогие дома. Элитно, престижно. А на самом деле — земля отравлена, бывшая нефтебаза. Стыдно за свой город. Он же красивый. Тут всё есть: море, горы, земля, солнце. Но деньги всё испортили.

— Грустно.

— Жизненно. Что уж поделаешь.

— А у вас будет рядом с домом сад?

— Да. Сад уже сажаем. Растим. Едим. Есть те, кто ко мне из сезона в сезон приходит. Ищут уже меня. Руки жмут. Уже не турист, а вроде как и знакомый хороший. Если одно лето не приедут, уже думаю: где же потерялись? Через сезон приедет — ну, значит, живем. Им телефон свой дам, может, организую торговлю для своих. Так, вы черешню-то будете брать или только разговоры говорить?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE5
Смех
HAPPY5
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
38
Форумы
ТОП 5
Мнение
В Екатеринбурге рекордно выросло число квартир под сдачу. О чем это говорит?
Никита Словиковский
Основатель портала аренды и агентства недвижимости «Драже»
Мнение
«Площадь — 25 квадратов, а в реестр вписали 255». Как легко разориться на налогах из-за ошибок в документах
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Ноги будут гореть огнем». Бортпроводник «Уральских авиалиний» — о том, как правильно выбрать место в самолете
Кирилл Фрош
Рекомендуем
Знакомства
Объявления