Страна и мир интервью «Идет какая-то заварушка». Парижанка из Екатеринбурга рассказала, как устроены выборы, которые перевернут Францию

«Идет какая-то заварушка». Парижанка из Екатеринбурга рассказала, как устроены выборы, которые перевернут Францию

Свердловчанка вошла в комиссию по подсчету голосов

Процедура подсчета голосов ничего вам не напоминает?

«Я не стремлюсь быть известной в Екатеринбурге, а необходимость приехать на Родину может возникнуть в любой момент, ведь там у меня пожилой отец. Я понимаю, что легко найти зацепку — и вдруг ты окажешься иностранным агентом в России. А зачем мне это? Поэтому я выступлю под псевдонимом Ольга Попова».

Так закончила интервью бывшая жительница Екатеринбурга, которая много лет назад переехала во Францию. Там 7 июля пройдет второй тур внеочередных выборов в нижнюю палату парламента — Национальное собрание. Это голосование уже называют судьбоносным для европейской державы.

А Ольга Попова, как мы будем ее называть, неожиданно для себя оказалась участницей выборов — она подсчитывает голоса на одном из избирательных участков в пригороде Парижа. По просьбе E1.RU она рассказала, как организовано голосование во Франции и почему в этой стране со страхом ждут 8 июля, когда подведут итоги выборов.

«Обстановка у нас накаленная»

— Для начала расскажите, почему вы переехали из Екатеринбурга во Францию?

— 28 лет назад я была студенткой и приехала во Францию, чтобы улучшить языковой уровень по специальной программе Fille Au Pair. Она предполагает, что, кроме изучения курса французского языка, можно отточить общение на практике — с детьми, с семьей, в которой ты живешь. Это отличный способ подготовки.

Я приехала на год в конце 1996-го, ну а потом естественным образом это затянулось. У меня была одна стажировка за другой, и понемногу я поняла, что здесь на своем месте, и решила остаться. Я работаю в сфере туризма и не имею никакого отношения к политике, но недавно узнала, что в избирательных комиссиях здесь может работать и самый обычный житель города.

— Как вы туда попали?

— Очень просто: я сама пошла голосовать в начале июня на выборах в Европарламент. Одна из моих русских приятельниц, которая живет уже более 40 лет во Франции, работала на выборах. Она сказала: «Хочешь помочь нам в конце дня?»

Почему нет? Мне было интересно, я пошла на пункт голосования, помогла им и потом познакомилась с президентом (председателем. — Прим. ред.) этой комиссии. Он предложил записать меня в списки людей, которых можно привлекать для безвозмездной работы на выборах. Я согласилась, предполагая, что приглашение поступит через несколько лет, на следующих выборах. Но уже через два дня оказалось, что моя помощь потребуется в ближайшие недели.

Французские избирательные участки на вид мало отличаются от российских

— Внеочередные парламентские выборы стали неожиданными для рядовых жителей Франции?

— Да, обстановка у нас накаленная, потому что еще накануне июньских выборов никто не ожидал, что через месяц пройдут новые (после оглашения итогов голосования за депутатов Европарламента президент Макрон распустил Национальное собрание и объявил внеочередные выборы. — Прим. ред.). Кто-то ждет исхода парламентского голосования с нетерпением, а кто-то — с боязнью.

— Вы учились, чтобы стать членом избирательной комиссии?

— Нет, какого-то сложного обучения не было.

Главное — чтобы проверенный человек порекомендовал своего знакомого.

Так было и со мной. После общения с председателем мне позвонили из мэрии. Они проверили данные: адрес, номер избирательной карты и прислали официальное письмо о назначении в избирательную комиссию.

Как и в России, большинство избирательных участков располагаются в школах. В той школе, где я работала, было два избирательных участка.

Как голосуют парижане

— Какие у вас и ваших коллег обязанности?

— Есть председатель избирательной комиссии и два помощника. Они принимают голосующих: берут у них документы, удостоверяющие личность, и карту избирателя. Напротив столов председателя стоит урна, куда опускают конверты с бюллетенями. А я и еще один человек — дополнительные помощники.

У нас есть две книги со списками в алфавитном порядке. К нам подходит избиратель, я нахожу его в списке. Он голосует, кидает свой конвертик в урну, и я ему показываю строчку в книге, где он должен расписаться. Потом подходит следующий.

30 июня, в первом туре, я была на своем участке буквально полдня: с 8 до 11 часов и потом вечером, когда мы вели подсчет голосов. Конвертов было собрано 570, это около 60 процентов избирателей, причем многие голосовали по доверенности.

Это необычно для французов. Многие голосовали вместо своих знакомых. Всего в стране зарегистрировали два миллиона таких случаев, это очень много.

— Доверенность на голосование как доверенность на машину. Это очень непривычно звучит. А как работает?

— Люди, которые запланировали на выходные уехать и не могли прийти на участок, оставляли своим соседям поручение проголосовать вместо них.

Доверенность оформляется в полиции. Туда надо предоставить копию документов голосующего за избирателя и номер его избирательной карты. Полиция выдает документ и передает данные в мэрию. Там вносят информацию в списки избирателей, указывая, кто будет голосовать за этого человека. Получается двойной контроль.

Листовки кандидатов лежат на избирательных участках

— А есть у вас комплексы обработки избирательных бюллетеней или электронное голосование, как в России?

— Голосование в интернете запрещено. Важно, чтобы человек пришел сам или отправил кого-то вместо себя по доверенности, чтобы избежать фальсификаций. Есть ли аналоги КОИБов, сказать не могу. На нашем участке не было.

«Сейчас идет какая-то заварушка»

— В российских медиа про французские выборы пишут, что вот теперь, когда Макрон и его сторонники разгромлены, Франция наконец-то начнет проводить более независимую политику, без оглядки на США. А как ситуация выглядит для рядового французского избирателя вроде вас?

— Сейчас идет какая-то заварушка. Во Франции очень распространены политические ток-шоу, ежедневные, ежечасные, на разных каналах, приглашают представителей разных партий, всё бурно обсуждают.

— Почему вообще Макрон решился объявить досрочные выборы?

— Только он сам это знает. Такое ощущение, что он хотел перебить славу от победы на выборах в Европарламент Жордана Барделла, председателя партии «Национальное объединение», которую ранее возглавляла Марин Ле Пен.

Думаю, это не было сиюминутным решением Макрона, но для остальных оно стало полной неожиданностью. Это всё показывает нестабильность ситуации.

Люди недовольны правлением Макрона, на его долю выпали не самые легкие годы. Народ подустал и разочаровался в этом молодом президенте. Причины для этого самые разные: экономическая ситуация, пенсионная реформа и так далее.

Избирательные бюллетени складывают в специальные конверты, которые потом опускают в урну для голосования

Граждане видят, что не получилось с левыми, не получилось с [умеренно] правыми, не пошло с центром. Значит, нам поможет семья Ле Пен и их партия. Приход в «Национальное объединение» молодого Жордана Барделла, которому только 28 лет, поменял отношение к ультраправым.

Он очень хорошо говорит о том, что находит отклик у французов. Они хотят проверить: а будет ли так хорошо, как он обещает? Потому что с другими не получилось. Ни к центристам, ни к левым больше нет доверия, люди хотят кардинально поменять условия.

Те, кто не смотрел в сторону «Национального единства», сейчас хотят увидеть светлое будущее. Хотя до этого они избегали партии Марин Ле Пен. Поэтому мне страшновато. Люди не осознают, что может произойти.

— А что такого может случиться, по-вашему?

— Не надо далеко ходить, чтобы понять, чего надо опасаться в случае победы «Национального единства». Недавно официального представителя кабинета министров Франции, женщину с темным цветом кожи Приску Тевено, избили, когда она со сторонниками расклеивала агитацию в поддержку Макрона в пригороде Парижа.

На нее напали 15 молодых людей, стращали ее, и она говорила, что боится за всех темнокожих выходцев из других стран. Хотя она родилась здесь и считает себя стопроцентной француженкой. Одно из пожеланий «Национального объединения» — выдворить из страны иностранцев, не давать им гражданство.

Но люди попроще поймут высокопарные слова в базовом смысле: «Поможем этому выдворению, будем их колотить».

Это вызывает большие опасения даже у тех, кого такая перспектива не касается. Может случиться бедлам, не могу найти подходящего слова…

— Беспредел?

— Да, беспредел, беспорядки, связанные с ущемлением людей. Назовем это так.

— Для себя вы видите такую опасность?

— Конечно. Мои дети ходят по улице одни, и они могут стать свидетелями такой ситуации, их могут взять в заложники. Кроме того, впереди Олимпийские игры в Париже, и есть задача показать всё лучшее в стране. Вместо этого мы можем получить беспорядки.

«Байдена представляют как шута горохового»

— Участники выборов говорят о том, что Франция после победы ультраправых должна стать самостоятельной и независимой от США державой? Подобные высказывания можно встретить в государственных медиа России.

— Нечто похожее есть в программе партии «Национальное объединение» Ле Пен. Но сейчас во Франции рассматривают США и под другим углом, показывая Трампа рядом с нынешним президентом. Байдена представляют как шута горохового, показывая многочисленные казусы с его участием, и постоянно крутят картинки, где Трамп смотрит на Байдена и говорит: «Слушайте, вы вообще кого избираете?»

Вчера слышала, что в США стареет костяк политиков, а замены им нет, в отличие от Франции, где молодые люди, которым нет еще и тридцати, становятся у руля власти. В каждой партии выбрали молодые лица, и нам говорят: «Смотрите, как здесь всё демократично, современно и как архаично в США». Вот это основной вектор критики.

— Отношения России и Украины как-то присутствуют в предвыборной риторике ваших политиков?

— Это очень сложный вопрос. Все политические партии поддерживают Украину. Здесь есть только одна линия.

Никто из кандидатов не использует конфликт между Россией и Украиной, чтобы привлечь на свою сторону избирателей.

Но эта тема вообще не фигурирует в предвыборных программах. Слишком мало времени на агитацию, и партии выбирают более актуальные для Франции темы. Хотя несколько лет назад Ле Пен ставили в упрек, что Путин помогал ее партии, и той пришлось защищаться.

Вспомните, как прошли выборы главы государства в России. Свои пятые президентские выборы выиграл Владимир Путин, они продолжались три дня. Свердловчане волновались не столько за исход голосования, сколько за результат масштабной предвыборной викторины, которую устроили в регионе, чтобы отметить 90-летие области и поднять явку. А еще все, кто пришел на участки, получили медали.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY6
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
146
Читать все комментарии
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Падали в обморок от духоты и часами ждали трамвай». Правдивая колонка футбольного фаната из России о чемпионате Европы в Германии
Георгий Романов
Мнение
«Пациент — это предлог освоить деньги». Эмоциональный монолог бывшего реаниматолога из Екатеринбурга
Вадим Каратаев
Мнение
«Lada — автомобиль, а "китаец" — автомобилесодержащий продукт». Крик души таксиста о машинах из Поднебесной
Анонимное мнение
Мнение
На метро надежды нет. Екатеринбуржец рассказал, что спасет жителей Академа от вечных давок в транспорте
Андрей Ермоленко
историк
Мнение
«Меня хватило на полгода, а потом возненавидела людей». Как я заработала на недвижимости тревожность вместо миллионов
Алиса Князева
Корреспондент VLADIVOSTOK1.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления