Историк Андрей Ермоленко — фанат путешествий на автомобиле, и каждый раз он старается найти новое направление. Этим летом вместе со своей семьей он отправился в Монголию. Кажется, что это не самый очевидный вариант, но получилось, судя по колонке, весьма любопытно.
Мы с семьей очень любим путешествовать на автомобиле. В нашей копилке автопутешествий — Турция, Грузия, Поволжье, Черное море, Дагестан, Чечня, Белоруссия, Великий Устюг, разнообразный Казахстан (Балхаш, Мангистау, Тянь-Шань и другие регионы) и так далее. Путешествуем вчетвером: я, супруга и двое сыновей (12 лет и 3 года).
В августе 2023 года мы решились на очередное длинное автопутешествие и выбрали необычное направление — Монголия. Эта страна давно будоражила мое воображение своими невероятными пейзажами и таинственностью, при этом она вполне доступна — до ближайшей границы 2600 км. Для уральцев самым удобным погранпереходом в Монголию является пункт в селе Ташанта в Республике Алтай. Кстати, на Алтае мы раньше не бывали и много наслышаны про его природные и исторические достопримечательности — тем более едем!
Путь до Алтая известен многим читателям, поэтому не стану его описывать — уточню лишь, что останавливались мы по пути в Омске и Новосибирске. Маршрут обычно формирую таким образом, чтоб в первой половине дня (ночь, утро, день) находиться в дороге, а во второй погулять по городу. Федеральная трасса в восточном направлении никаких сюрпризов не принесла: асфальт хороший, трафик средний, дорожных ремонтов почти нет (на юг по М-5 летом ехать намного утомительнее).
Горный Алтай нам как-то «не зашел». Да, природа восхитительная, природные и историко-культурные памятники достойны внимания. Да, Чуйский тракт — эталонная трасса: отличный асфальт, развитые элементы дорожной инфраструктуры, чудесные виды. Красивая и приятная для путешествия дорога. Но очень много туристов.
Очень низкий уровень сервиса при высоких ценах и слабом качестве. Так, из четырех гостевых домов, в которых мы останавливались на Алтае, я могу порекомендовать лишь один. И это при том, что я очень тщательно и придирчиво заранее выбираю места размещения — изучаю отзывы, фото, карты местности и заблаговременно бронирую. Главное наблюдение по поводу сервиса на Алтае: он бездушный. Все заняты только рутинным зарабатыванием денег на туристах, как в Сочи. Может быть, этот наш вывод основан на сравнении: ведь после Алтая мы увидели Монголию и Тыву, а также Красноярский край.
Для поездки в Монголию нужен только загранпаспорт — виза не требуется, как при поездках в Турцию или Грузию. Стандартная процедура паспортного контроля и досмотра автомобиля на погранпереходе отличается только необходимостью «просветить» сумки через ленту рентген-аппарата, как в аэропорту. При этом крупногабаритный багаж остается в машине и таможенник проверяет его визуально.
Монгольские пограничники и таможенники, к нашему удивлению, неплохо говорили по-русски. Сразу же на границе можно оформить полис ОСАГО (около 2000 рублей за минимально возможные три месяца), а после погранперехода — обменять рубли на тугрики. В целом никакой сложности при пересечении границы не возникло.
Еще одно удивление от Монголии при первом знакомстве — отличные дороги. Мы составили маршрут так: заехали через Алтай, проехали около 800 км по Монголии через три аймака (области) и выехали в Тыву. Вообще, Монголия — самая ненаселенная страна в мире. При огромной площади (в пять раз больше Германии) там живет немногим больше 3 миллионов человек, из них половина — в столице, Улан-Баторе. То есть около полутора миллионов человек — столько же, сколько в Екатеринбурге — рассредоточено по огромной территории. И запад страны, где мы путешествовали, наименее заселен. Центры аймаков Улгий и Ховд, например — это города с населением 28 тысяч человек.
Впрочем, асфальт в Монголии оказался далеко не везде. Так, на нашем маршруте между городами Ховд и Улаангом на карте была нарисована дорога, а по факту это оказались накатанные колеи по каменистой степи на протяжении около 250 км. Этот участок мы сумели преодолеть примерно за шесть часов, насмотревшись потрясающей красоты вокруг, порвав одну покрышку об острый камень и не встретив за первые 150 км дороги ни одной встречной или попутной машины.
Монголия — это не только бескрайняя степь и горы на горизонте, это еще и чистейшие озера. На нашем пути оказалось красивое горное озеро с холодной ледниковой водой Толбо-нур и огромное заповедное озеро Убсу-нур. В нём мы с удовольствием искупались — вода очень соленая, как в море. Озеро мелкое, а лето в Монголии жаркое — поэтому вода отлично прогревается.
Несмотря на большую площадь (80 на 80 км), на берегах озера Убсу-нур нет ни одного населенного пункта и оно редко посещается туристами. Красота и чистота — первозданные. На озере множество мест для удобной установки палатки, есть оборудованные бесплатные кемпинги с навесами, столиками, костровыми сооружениями и мусорными контейнерами. Дрова для костра, конечно, нужно привозить с собой.
В Монголии можно совершенно спокойно с удобством останавливаться в палатке — например, на озерах. Можно разместиться в гостинице даже в небольшом городе. Мы попробовали оба способа и остались довольны. При этом наша гостиница в городе Ховде оказалась очень достойной, уровня неплохого европейского отеля. Кафе и магазинов в городах достаточно много. Уровень цен и ассортимент товаров — приблизительно как у нас. Много экспортных товаров из России, часто встречаются китайские и корейские товары.
Очень дорого стоит бензин, так как он весь привозной, из России. На запад страны его доставляют не по железной дороге (она есть только в столице), а бензовозами. Литр 95-го бензина стоит 4000 тугриков (около 120 рублей по нынешнему курсу), при этом есть далеко не везде. Дизельное топливо и 92-й бензин присутствуют на каждой АЗС. Претензий к качеству топлива у меня не возникло.
Вопреки опасениям, языковой барьер не оказался таким уж большим препятствием. Приграничные поселения (наподобие Цаганнуура или Улгия) заселены казахами, многие из которых знают русский язык. Пожилые монголы часто говорят по-русски. Персонал в гостиницах разговаривает по-английски. Кроме того, везде в городах и близ них стабильно работает мобильный интернет: можно объясниться с помощью онлайн-переводчика в смартфоне, благо раскладка клавиатуры почти одинаковая.
Кстати, Монголия — единственная в мире страна, которая использует кириллицу на автомобильных госномерах. Однако даже не пытайтесь разобрать монгольский текст самостоятельно! Несмотря на «родные» буквы, понять его, не зная языка, невозможно.
Монголия — страна потрясающе красивых пейзажей. Бескрайние просторы, синее небо и солнце отражаются в огромных озерах; безлюдные степи и дороги, заснеженные вершины гор даже в летний зной. Полное ощущение свободы и единства с природой. Особенное удовольствие доставило купание на озере Убсу-нур, захотелось приехать туда на недельку и отдохнуть в «пляжном» формате. И всё это особенно легко доступно на автомобиле.
Тем, кто соберется, как и мы, поехать в Монголию на машине — очень советую возвращаться через Тыву и посмотреть дикие горные и таежные красоты этой республики в верховьях великой сибирской реки Енисей. Сайхан аялаарай, или Доброго пути вам!
Почитайте также колонку журналистки E1.RU о нетипичном отдыхе на юге России: в Астраханской области есть даже своя пустыня.
Больше текстов и инструкций о местах для отдыха читайте в нашей специальной подборке «Собираемся в отпуск».