В этом году знаменитый фестиваль Burning Man в американской пустыне Блэк-Рок (штат Невада) вышел очень запоминающимся. Из-за ливней это место превратилось в огромное плато грязи. В СМИ писали, что из-за этого организаторы запретили людям въезжать на территорию и выезжать с нее, а многим пришлось голодать из-за нехватки еды.
24-летняя тату-мастер Ульяна Исупова три года назад переехала в Сан-Франциско из Серова, а в этом году попала на Burning Man. В своей колонке для E1.RU девушка рассказала, как на самом деле обстояли дела на фестивале (спойлер: рассказы оказались сильно преувеличены).
Я хотела поехать на Burning Man еще в прошлом году и даже купила билет, но он просто «сгорел», потому что я не нашла, с кем ехать. Я понимала, что совсем зеленая в плане таких поездок, а всё это мероприятие довольно непростое и требует серьезной подготовки. Было важно поехать с опытными людьми, чтобы они всё показали, объяснили, погрузили в атмосферу.
В этом году мне повезло: я познакомилась с русскими ребятами, которые ездят на фестиваль практически каждый год. Они настолько опытные, что я сама практически не готовилась, они сказали, что сделают всё сами. Вся моя подготовка заключалась в том, чтобы купить билет и наряды, заплести косички, приобрести продукты из списка ребят и приехать в назначенное место.
Мы провели в пустыне пять дней. Приехали туда 30 августа, а под вечер 3 сентября уже уехали. Да, не увидели сожжения скульптуры человека, потому что из-за ливня его перенесли, но другие ребята скинули нам видео.
В целом впечатления от фестиваля только положительные. Были некоторые нюансы, но это всё мелочи. Я же в первый раз ездила, каких-то великих ожиданий не было. Это, можно сказать, была разведка.
Так как компания, с которой я была, всё предусмотрела, у нас вообще не было никаких проблем. Никогда не кончалось топливо, еды тоже было с запасом, плюс лагеря на месте организовывали свою еду, и голодным никто не остался. Еды на фестивале было полно, воды тоже.
Самое важное — взять с собой велосипед, чтобы рассекать по пустыне, а еще теплую одежду и удобную обувь, которая не натирает. Вот с обувью я немного прогадала. У меня не было калош или сапог, так что потом, когда всё превратилось в грязь, я заматывала ноги в пакеты, чтобы хоть как-то ходить. Пакеты в итоге рвались, ноги я смозолила — ходить было сложно.
Но дожди не были ни для кого сюрпризом и не начались резко. Все смотрели прогноз погоды и знали, что лить будет два дня подряд. Сначала был легкий моросящий дождик, а уже потом пошел мощный ливень. Появились огромные лужи, всё утонуло в грязи. Передвигаться было реально тяжело, особенно без подходящей обуви.
Некоторые учли прогноз и уехали до дождя. У тех, кто остался, паники не было. Все веселились, кайфовали. Мне кажется, на этот фестиваль едут не тепличные люди, которые реально готовы к хардкору.
«Поэтому все только кайфовали, веселились, танцевали, купались в грязи, носились голые и босиком по этой грязи»
Всем было весело. Фестиваль будто шел так, как и должен был.
Что касается организаторов и запрета на въезд и выезд, то с этим тоже не было так жестко. Как мне говорили ребята, которые контактировали с организаторами, запрет был не на выезд, а на передвижение на транспорте по пустыне — на арт-карах, грузовиках и даже велосипедах. Во-первых, по этой грязи ездить было невозможно, а во-вторых — опасно. Там же люди ходят навеселе, не особо следят по сторонам, а транспорт в грязи становится неуправляемым и его может занести.
Я видела, что легковушки, которые ехали медленно, застревали и буксовали, а тех, кто гнал быстро, начинало заносить и мотать в разные стороны. Так что, я думаю, это был запрет в целях безопасности.
«На выезде ни у кого проблем не было. Если уж ты добрался до выезда — тебя спокойно выпускали, никто никого не разворачивал»
Но по пути местные копы могли остановить и поугрожать штрафом, потому что по территории на транспорте ездить нельзя.
Нас тоже останавливали, мы послушали угрозы и спокойно поехали дальше. У нас было несколько автобусов, мы потихоньку ехали друг за другом. Если кто-то застревал, из других автобусов выходили и выталкивали. Знаю еще, что организаторы сами эвакуировали людей — тех, у кого билеты на самолет или кому на работу срочно надо было. Они на джипах с огромными колесами вывозили людей.
Когда выбрались, я посмотрела, какие слухи пошли в TikTok. Друзья мне тоже писали, что у нас там вообще чуть ли не Эбола ходит, что нас закрыли на карантин и намечается какая-то спасательная операция, что будут везти запасы еды... Очень много было неправды.
Фестиваль очень крутой, и я точно не пожалела, что поехала. В какой-то момент мне стало скучно, потому что не было удобной обуви и толком нельзя никуда ходить, и я уже захотела домой. Но вскоре мы как раз и уехали. Поеду ли еще? Однозначно!
Несколько лет назад мы публиковали рассказ уральцев, тоже побывавших на Burning Man, но им тогда куда больше повезло с погодой. В Свердловской области как-то тоже проводили свою версию знаменитого фестиваля, но вышло не так масштабно.
Из-за дождей на фестивале в этот раз застряли тысячи людей — среди них был даже бывший мэр Архангельска.