Крайними в истории с поломкой двух из трех «Боингов» авиакомпании Red Wings стали туристы, которые с большими задержками попадают в Турцию или возвращаются оттуда в Россию. Перевозчик согласился арендовать дополнительные борта, чтобы решить проблему, однако ситуация остается напряженной. К примеру, во вторник туристы, которые сутки ждали вылета, так и не смогли отправиться на отдых. Адвокат Андрей Саунин рассказал, каким образом туристы могут компенсировать потери.
При объявлении задержки рейса следует сразу обращаться в авиакомпанию и аэропорт и получить отметку на билете о задержке или отмене рейса.
Авиакомпания обязана (п. 99 ФАП №82) бесплатно предоставить:
через 2 часа — напитки, 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте;
через 4 часа — дополнительно предоставляется горячее питание;
комната матери и ребенка, если один из пассажиров — ребенок до 7 лет;
через 8 часов днем или 6 часов ночью (с 22 часов до 6 утра) — гостиница;
бесплатный транспорт до гостиницы и обратно;
организовать хранение багажа.
«Пассажир имеет право отказаться от билета, даже невозвратного, потребовать возмещение его стоимости или взыскать убытки, штраф, моральный вред»
Перед тем как обратиться в суд, следует официально в письменном виде направить претензию авиаперевозчику. На сайтах авиакомпаний выложены образцы претензий. Пользоваться ими или обратиться к специалисту, который будет защищать его права, а не интересы перевозчика, выбирает каждый сам.
Но уровень защищенности прав пассажира зависит от того, откуда и куда он летит.
Если перевозка в пределах РФ — то это внутренний рейс и применим Воздушный кодекс РФ.
Вылет или прилет в страны ЕС — то применяется Регламент (ЕС) № 261/2004.
Если вылет из РФ в любую другую страну, кроме ЕС, то применяется Монреальская конвенция.
Поскольку перелет из Екатеринбурга в Анталью является международной перевозкой, на правоотношения сторон распространяется действие Монреальской конвенции. Вне зависимости от того, что это чартерный рейс.
Вместе с этим нужно помнить, что ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира, в соответствии с указанной Конвенцией, ограничивается суммой 4150 специальных прав заимствования (СПЗ), размер которого по курсу Центрального банка РФ. На сегодняшний день он составляет примерно 131 рубль. СПЗ — это универсальное платежное средство, используемое для расчетов по данной Конвенции, курс которого может изменяться.
В суде потребитель может предъявить иск к перевозчику, туроператору, турагентству. Самыми очевидными являются требования о взыскании:
стоимости билета;
о возмещении убытков в виде стоимости размещения в отеле за неиспользованный по причине позднего прибытия;
неустойки;
штрафа в размере 50% от взысканной суммы за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
Однако перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им и его служащими и агентами приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что ему или им было невозможно принять такие меры.
Так как бывают случаи не задержки отправления рейса, а перенос времени вылета из аэропорта отправления, о чём указывается в маршрутных квитанциях — отметках на них, сделанных представителем аэропорта. Суд при рассмотрении спора может применить ст.333 ГК РФ и снизить размер неустойки.
Но при выборе своих требований нужно помнить, что в силу статьи 29 Монреальской конвенции при любом таком иске штрафы, штрафные санкции или любые другие выплаты, не относящиеся к компенсации фактического вреда, не подлежат взысканию.
В любом случае для определения, с какими требованиями, в какой суд обращаться, нужно, чтобы у потребителя на руках имелись доказательства причиненного вреда и понесенных расходов.
Все новости об этой теме мы собираем в специальном разделе.