Мечтали вы когда-нибудь покорить мир? А вот айтишники из Екатеринбурга мечтать перестали и перешли к делу. Они отправились в длительное кругосветное путешествие на внедорожнике. Сначала объехали Европу и Азию, а потом добрались до Африки. Там они колесили целых пять лет (с перерывами): купались в водопадах, гладили морских котиков, гуляли со львами. Не обошлось и без приключений — в Чаде экипаж взяли в плен.
В конце июня команда вернулась из затяжной поездки в Россию, чтобы подготовиться к следующему этапу кругосветки. E1.RU удалось пообщаться с путешественниками в перерывах между заездами. Публикуем мотивирующую историю.
Что за кругосветка
Все герои этой статьи — айтишники. Они работают в одной компании — «СКБ Контур». Сергей Зарипов — директор по инвестициям. Степан Зыков — ведущий инженер-программист. Андрей Соколов — руководитель направления портальной инфраструктуры. Николай Женишек — руководитель управления развития «Контур.Диадок». Но в путешествиях они единый экипаж, нацеленный покорить мир на внедорожнике.
Путешествовать коллеги начали еще в 2007 году. За 11 лет не спеша объездили всю Россию и страны СНГ. А когда пришла пора составлять дальнейший маршрут, задумались о кругосветке. Идею подкинул путешественник из Новосибирска Алексей Камерзанов, основатель проекта «Мир наш».
— Мы с Алексеем давно были знакомы заочно: как путешественники, читали друг друга, обменивались маршрутами, особенностями их прохождения. И так получилось, что к 2018 году и наша «контуровская» команда, и команда Алексея прошли всю Евразию. Думали, на какой континент дальше двигаться. У Алексея были планы поехать в Африку. Мы всё обсудили и решили объединить усилия, — вспоминает Сергей Зарипов.
Проект «Мир наш» — кругосветная российская автомобильная экспедиция, основанная сибиряком Алексеем Камерзановым. Цель путешественников — объехать на внедорожниках с российскими номерами все континенты Земли. В составе экспедиции — путешественники из разных городов России.
Путешествие по Африке объединенная команда начала с Египта, затем пересекла Судан, Эфиопию, Кению, Танзанию, Зимбабве, Замбию, Ботсвану, Намибию, ЮАР... Всего 34 страны. Объехать их изначально планировали за два года, но вмешалась пандемия (многие страны просто закрыли границы).
Кругосветку участники умудряются совмещать с работой. Дело в том, что это путешествие не беспрерывное: каждый континент команда делит на этапы длиной в три месяца, а в промежутках между ними возвращается домой.
— В России мы решаем, сколько стран сможем проехать за один этап. Готовим визы, разрешения прохода по некоторым странам. Приезжаем, берем машины, которые у нас уже на континенте находятся, движемся. А в конце этапа паркуем автомобили на специальных стоянках, либо у друзей, либо в специально отведенных местах. И улетаем обратно примерно на полгода, — объяснил Сергей Зарипов.
Те, кто может работать в путешествии, берут с собой ноутбуки. А те, у кого на поездку есть только отпуск в 28 дней, делят машину со сменщиками — когда наступает время возвращаться домой, за руль садится вторая команда (только что прилетевшая в нужную точку мира) и продолжает этап.
«Барыги предлагают симки и валюту»
За навигацию в дороге отвечает лидер экспедиции — Алексей Камерзанов. Он составляет маршруты, выбирает места, которые обязательно нужно посетить. Затем команда делает визы и разрешения на проезд границы на личных машинах и отправляется в путь. Дорогу прокладывают как через популярные города, так и через места, куда очень сложно попасть обычному туристу без специальной машины. Маршрут корректируется уже в процессе.
— У нас подход такой — обзорно посмотреть каждую страну и получить в целом представление о континенте. Мы понимаем, что глубоко, конечно, всё не изучим. Поэтому стараемся включать в маршрут и города, и культурные, исторические места, и природные объекты, — объясняет Сергей Зарипов.
За годы поездок по Африке экипаж побывал в Сахаре, на мысе Доброй Надежды, гулял по пустыне со львами и жирафами. Степан даже успел искупаться в Атлантическом океане со стаей пингвинов.
— Большое заблуждение об Африке в том, что львы там ходят просто по городам, по дорогам. Но это как в России с медведями — по улицам они не ходят. Да, львы там есть, но живут они в заповедниках. Нам удалось к ним в вольер зайти, полежать рядом, погладить. В Намибии мы видели большую колонию морских котиков — их там просто тысячи на берегу! А однажды дорогу нам переходил слон! Впечатлений осталась масса, — рассказал Степан Зыков.
В каждой стране путешественники задерживаются не более 3–5 дней. За это время они успевают погрузиться в ее культуру, попробовать местную еду и насладиться пейзажами. Исключение по длительности пребывания составил Чад, где группу туристов взяли в настоящий плен — мы подробно рассказывали об этой истории в 2021 году. Выбраться им удалось только после вмешательства российского МИДа.
В путешествии по Чаду экипажам буквально приходилось объезжать минные поля — это последствия недавнего военного конфликта. Особо опасные участки отмечал навигатор — туда туристам заезжать строго запрещено. Иногда в пути встречались горящие танки или разбитые машины. Впрочем, бывают и другие сюрпризы. Например, в Эфиопии путешественники сами попали в военный переворот.
— Помню, что мы заехали в Эфиопию, а мобильный интернет там не работает. Я подумал, что это за страна такая без нормальной связи? А оказалось, там революция была. И интернет отключили, чтобы эти революционеры между собой не координировались, — рассказывает Андрей Соколов.
Но путь экипажи могут продолжать и совсем без связи — они заранее загружают офлайн-карты, а друг с другом переговариваются по рациям. Впрочем, обычно с интернетом в пути проблем нет. Даже в деревнях Африки работает покрытие 3G.
— Когда заезжаешь в бедную страну, там везде барыги на границе предлагают валюту и симки. А если на пути цивилизованная страна, то симку купить можно только с паспортом в ближайшем отделении связи, — говорит Степан Зыков.
А вот с деньгами сейчас сложнее: российские банковские карты перестали принимать за границей из-за санкций, поэтому путешественники стали брать с собой наличные. С обменом валют проблем не было — охотников за долларами там достаточно. Они окружают иностранные машины, предлагая пачки местных банкнот в обмен на иностранные. Степан за время путешествия собрал целую коллекцию разноцветных купюр с необычным дизайном.
«Малярию там расценивают как насморк»
Перед поездкой готовить путешественникам приходится не только документы, но и организмы. Они проверяют, с какими болезнями могут встретиться в каждой новой стране. Запасаются лекарствами и записываются на прививки.
— Перед поездкой в Африку обязательно нужно сделать прививку от желтой лихорадки. В некоторые страны без нее просто не пустят — проверяют так же строго, как ПЦР-тесты на ковид. Вакцина в России стоит около 5000 рублей. И это самая опасная болезнь, бывало, что туристы-антипрививочники от нее в Африке умирали, — рассказывает Андрей Соколов.
А вот к малярии в африканских странах, оказывается, относятся как к простуде. Да, болезнь может быть тяжелой, но, если начать вовремя лечиться, последствия будут минимальными.
— Там малярию расценивают как у нас насморк. Поднимается высокая температура, но лечится ровно за три дня. Надо только выпить шесть таблеток специального препарата. В России его не купишь, поэтому мы, когда в Африку прилетали, первым делом шли в аптеку и по пачке себе покупали. Они недорогие, около 350 рублей, — объяснил Андрей.
Вместе с таблетками брали и экспресс-тесты на малярию. При малейшем подозрении проверяли кровь. Путешественники рассказывают, что за время поездок пятеро участников экипажа переболели малярией. Запас таблеток от нее привезли с собой в Россию, на случай, если симптомы появятся уже после перелета. Но практика показывает, что эти лекарства в основном приходится отправлять менее подготовленным знакомым, которые заболели после возвращения из путешествий.
Готовы к бездорожью
Команда экспедиции по Африке состояла из трех машин. Все они приспособлены к условиям жесткого бездорожья. У внедорожников увеличенный клиренс, большие колеса, дополнительные бензобаки (или отсеки для хранения топлива). Ведь в пути приходится пересекать реки, забираться на скалы, пробираться сквозь раскаленный песок в пустынях.
Перед каждым этапом машину стараются отправить на техобслуживание. У «Тойоты» Сергея уже больше 230 тысяч километров пробега, но в путешествиях она показывает себя с лучшей стороны. За последние 60 тысяч километров по Африке серьезно чинить ее пришлось два раза: в первый меняли гидроблок автоматической коробки передач, а во второй — форсунки.
— В первый раз нам нужно было поменять плату в коробке передач. Она работала, но ехать уже было неудобно. В Африке гидроблок мы не нашли, пришлось везти из России. Когда я покупал его, меня уверяли, что самостоятельно поменять эту деталь невозможно — условия должны быть почти стерильными. Но африканские умельцы в Чаде заменили мне гидроблок прямо на песке, даже на яму машину не загоняли. И подъемника у них не было, — вспоминает Сергей Зарипов.
Среди членов экипажа нет ни одного автомеханика, но причины всех поломок команда быстро узнаёт благодаря «инженерному совету». В него вошли товарищи, разбирающиеся в устройстве автомобилей. Они консультируют путешественников дистанционно из России. По телефону им описывают все неисправности и последствия, а те быстро решают, что не так с машиной.
Чтобы проблем с транспортом было как можно меньше, путешественники изначально выбирали одни из самых распространенных в мире машин. На такие можно найти запчасти даже в самой глухой деревне.
— Вторая большая поломка у нас была в Республике Чад, в Сахаре. Это очень сложные условия: воздух прогревается до +50 градусов, внизу на земле уже можно жарить яичницу, — говорит Сергей Зарипов. — Дорог там нет, только скальный грунт. Заправок тоже не было, дизель нам пришлось покупать из каких-то двухсотлитровых бочек. И, видимо, мы залили что-то не то, потому что у нас вышла из строя топливная система. В африканской деревне нам удалось найти запчасти бэушные, там же в поле мы вскрывали двигатель и меняли форсунки.
Качество работы африканских мастеров теперь предстоит проверить в отечественном автосервисе. После завершения африканского этапа машины вернули в Россию (везти их пришлось на пароме через Гибралтар, а потом еще неделю ехать от причала в Испании). Здесь автомобили пройдут полное техобслуживание и подготовятся к следующему этапу кругосветки. На этот раз экипажи хотят вдоль и поперек проехать Южную Америку. Путешествие растянется на 2,5 года.
Прочитайте также путевые заметки екатеринбуржцев Ирене и Димаса Зыряновых. Они построили успешную карьеру в IT, поженились и вместе посетили уже семь стран: Кипр, Грецию, Армению, Грузию, Шри-Ланку, Киргизию и Мальдивы. Супруги захотели пополнить копилочку путешествий и решились на самую большую авантюру в своей жизни: бросить работу и уехать в кругосветку с одними рюкзаками. Как им удалось оформить шенгенскую визу, читайте в этом материале.
Если сейчас у вас нет возможности уехать за границу, посмотрите наш обзор из пяти необычных идей, куда можно сорваться в отпуск из Екатеринбурга. Прочитайте также, сколько сейчас стоит отпуск в Турции. Вы удивитесь, но это дешевле, чем отдохнуть в Сочи.
Все новости по теме отпуска мы собираем в специальном разделе.