В эти выходные журналистка E1.RU Юлия Забайлович впервые съездила в Челябинск, и поездка превзошла ожидания. Оказалось, что столице соседнего региона есть чем удивить. О своих впечатлениях Юлия рассказала в колонке.
Я уже достаточно давно работаю на E1.RU, поэтому предвосхищаю гневные комментарии и сразу хочу прояснить пару моментов. Этой колонкой я не говорю о том, какой плохой Екатеринбург. Я искренне люблю этот город и переезжать отсюда не собираюсь. И я прекрасно понимаю, что везде есть свои плюсы и минусы, а делать глобальные выводы о городе, проведя всего одни выходные преимущественно в центральной части, невозможно.
Но при этом даже одних выходных в Челябинске хватило, чтобы сделать пару выводов. Начнем.
Не дороги, а «дорогищи»
Первое, что бросается в глаза в столице Южного Урала, — это дороги. Даже «дорогищи», я бы сказала. Очень широкая проезжая часть, по четыре полосы в каждую сторону — это то, о чем, наверное, мечтает каждый автомобилист в Екатеринбурге. Не знаю уж, как с этим на окраинах Челябинска и что с пробками в будние дни, но выглядит это здорово.
В самом Челябинске, как я понимаю, есть и противники этих дорог. Проезжую часть сравнивают со взлетно-посадочной полосой и предлагают сузить, чтобы выделить место для велосипедистов.
Где люди?
Главная загадка Челябинска для меня и моих друзей — где все люди? Город-то немаленький, но по числу людей на улицах не скажешь, что миллионник. К слову, по данным Челябинскстата на 1 января 2023 года, тут живут 1 182 517 человек.
«Пока мы гуляли по центру, было такое чувство, будто тут до сих пор действует ковидная изоляция»
Очень уж мало прохожих мы встречали по пути. Кажется, в Екатеринбурге я вижу больше людей, когда просто выгуливаю собаку у дома. Хоть какое-то оживление было на Кировке (пешеходная улица Кирова). Даже в парке Пушкина днем в воскресенье было как-то очень уж пустынно.
На фоне небольшого количества людей на улицах подметили еще одну занятную деталь: челябинцы одеваются куда проще, не спешат, а еще гораздо меньше зациклены на телефонах — смотрят друг на друга.
Коллега из Челябинска говорит, что может быть две причины пустынных улиц: либо все разъехались по дачам, либо отсиживались дома, потому что выходные были прохладными и дождливыми.
Свобода от самокатчиков
Знаете, сколько человек на электросамокатах я увидела в Челябинске за сутки прогулок по городу? Троих! Я так устала в Екатеринбурге от бесконечного числа безумных самокатчиков на тротуарах, что это прям был рай какой-то.
Решила спросить в пресс-службе сервиса Whoosh, правда ли у соседей электросамокаты менее популярны. И, кажется, всё дело в том, что был выходной.
— Скорее всего, это обманчивое впечатление. Спрос на самокаты в каждом городе имеет свою специфику — в зависимости от времени суток, района, погоды и так далее. Учитывая площадь Екатеринбурга и Челябинска и количество самокатов в них, востребованность кикшеринга в городах находится примерно на одном уровне. В прошлом году услугами сервиса Whoosh воспользовались около 21% жителей Екатеринбурга и около 20% жителей Челябинска, — рассказали в сервисе.
Там отметили, что причина может быть в площади городов — Екатеринбург в два раза больше Челябинска:
— Чтобы у жителей была возможность доехать из любого конца города по своему маршруту, в Екатеринбурге флот Whoosh составляет более 5000 самокатов, а в Челябинске из-за меньшей площади на данном этапе, как нам кажется, достаточно 2200 самокатов. Чуть больше чем в два раза разница. За прошлый год в Екатеринбурге пользователи проехали более 6 млн км, а в Челябинске — более 2,5.
В Челябинске, как и в Екатеринбурге, в центре у самокатов есть ограничение скорости в 25 км/ч (плюс отдельные локации с более строгим максимумом).
— Все правила и ограничения в двух городах идентичны. Не могу сказать, что в одном из этих двух уральских городов пользователи водят принципиально по-другому. Культура вождения и в Екатеринбурге, и в Челябинске на высоком уровне. Серьезные инциденты носят единичный характер, более чем 99% всех поездок проходят штатно и без инцидентов, — добавили в сервисе.
Челябинский Арбат
Пешеходная улица Кирова, она же Кировка, она же челябинский Арбат, — это восторг. Вполне логично, что мысленно мы сравнивали ее с нашей Вайнера, и Вайнера с треском проиграла.
В Челябинске пешеходная улица гораздо просторнее и как-то более логично структурирована: скамейки и урны по краям, а посередине — огромный тротуар. У нас же всё как-то вразнобой и, особенно когда людей много, очень тесно. Вся Кировка увешана светящимися фонариками, что в темноте выглядит невероятно уютно и красиво. Боюсь, медиаэкран, который скоро появится на Вайнера, такого эффекта не даст.
Еще один важный бонус: вдоль всей улицы — кафе, рестораны и бары. Как в Санкт-Петербурге на Рубинштейна. Очень удобно, особенно если ты турист и хочется увидеть и попробовать больше: чтобы сменить локацию, не нужно вызывать такси или долго куда-то идти. А в Екатеринбурге заведения разбросаны друг от друга на большие расстояния.
Стереотипы обманчивы
Ну и в завершение. Перед поездкой в Челябинск никаких завышенных ожиданий у меня не было. А вот стереотипы о суровом городе с плохой экологией были. Так что представляла я себе угрюмых людей, разбитые дома и дороги, отсутствие зелени и непереносимую вонь. С обонянием у меня так себе, так что металлического привкуса в воздухе не ощутила (зато, вернувшись в Екатеринбург, почувствовала запах гари), а вдоль дорог увидела на удивление много деревьев.
С колеса обозрения, которое когда-то считалось самым большим в стране (73 метра), еще лучше видно огромные острова зелени в центре города. Есть и минус: дым от заводов с этой высоты тоже можно разглядеть.
А вы были в Челябинске?
Раз уж говорим о соседних регионах, вспомним Пермь. Недавно она отметила 300-летие, на котором побывала журналистка E1.RU Ирина Порозова. После ее колонки читатели E1.RU вступились за Екатеринбург и раскритиковали Пермь. Пермяки не заставили себя долго ждать и ответили не менее резко.