Уральское крупное оборонное предприятие не может вернуть своих сотрудников, которым положена отсрочка. Суд признал их призыв незаконным и отменил решение призывной комиссии о мобилизации. Все сроки для исполнения судебного решения прошли, но мужчины до сих пор в зоне СВО.
Жителей Каменска-Уральского Василия и Романа призвали в сентябре, в первые дни частичной мобилизации. Роман тогда находился на учебных военных сборах в воинской части Камышлова. Там же, на сборах, ему вручили повестку и отправили на СВО. Василия мобилизовали в Каменске-Уральском.
Оба мужчины работают на крупном предприятии, выполняющем оборонный заказ. Как нужным сотрудникам им по закону положена отсрочка. В первые дни после объявления частичной мобилизации еще не было четкого механизма, как реализовать право на отсрочку. Позже его упорядочили нормативными актами, но Роман и Василий к тому моменту уже были в зоне боевых действий. И, несмотря на то что нужные законы были приняты уже после их призыва, у них также осталось законное право на отсрочку.
В апреле Василий и Роман приехали домой: им дали двухнедельный отпуск. Они подали иск в суд, требуя признать решение о призыве незаконным. Представители завода тоже участвовали в процессе и дали суду документы, подтверждающие, что предприятие заинтересовано в возвращении ценных сотрудников.
В итоге Синарский районный суд Каменска-Уральского отменил решение о призыве по частичной мобилизации, Роману и Василию предоставили отсрочку. Причем суд определил, что решение должно быть исполнено незамедлительно, с момента его вынесения. А в течение месяца ответчик обязан отчитаться, что решение исполнено.
В тот же вечер после окончания суда у ребят был поезд, они отправились обратно в зону СВО. У них на руках были решения суда с печатями, но из воинской части мужчин так и не отпустили. Сказали, что будут ждать, когда военкомат пришлет им документы: отмену решения о призыве, постановление об отсрочке.
12 мая все сроки для исполнения решения истекли. Но мужчины до сих пор на СВО, возвращать их домой и исполнять решение суда, похоже, никто не собирается.
— Камышловский военкомат (напомним, Романа призвали прямо с места сборов в Камышлове. — Прим. ред.) просто отказывается разговаривать с супругой Романа! Говорят, что решение о призыве отменять не собираются, будут обжаловать его. Просто игнорируют нас, даже не обсуждают этот вопрос, — объясняет ситуацию уральский юрист Юлия Майорова, она представляла в суде интересы мобилизованных сотрудников оборонного завода.
По ее словам, в Каменске-Уральском, где призвали Василия, другая ситуация: военкомат отменил свое решение о призыве и вынес постановление об отсрочке.
— Но дальше военный комиссар Каменска должен направить эти документы или в призывную комиссию области, или в воинскую часть. Но ничего этого так и не сделано. На личном приеме военный комиссар сказал жене Василия: «Министр обороны увольняет, что вы от меня хотите». Это издевательство над нами, над судом! — говорит Юлия Майорова.
Она отметила, что в качестве ответчика в суде был также привлечен военный комиссариат Свердловской области.
— И ответчик извещен, что судебное решение принято, что оно незамедлительно к исполнению, но никаких действий по возвращению не осуществляет, — возмущается юрист.
Это не первое ее судебное дело, связанное с мобилизованными, которым положена отсрочка. Двоих удалось вернуть домой. Воинская часть, в которой они служили, пошла навстречу и добровольно, не дожидаясь, пока придут документы из военкоматов, исполнила решение суда: ребят уволили и отпустили.
Одна из историй, связанных с мобилизованными, закончилась трагедией. Дело даже не успели довести до суда.
— После начала мобилизации ко мне обратилась жена одного из мобилизованных. Его забрали на СВО с заболеванием — глухотой. Это было в самом начале мобилизации. На тот момент еще не было опыта в таких делах, как и судебной практики. Поэтому иск я готовила небыстро, нужно было подготовиться, ознакомиться с документами, — вспоминает Юлия. — Наконец подготовила.
«Договорились о встрече с женой в понедельник, чтобы подать иск в суд. А в субботу позвонила жена мобилизованного: "Уже ничего не надо, Леша погиб…"»
Мы просто не успели подать иск! Я была на его похоронах, на Аллее славы, просила прощения, что не успела. Сейчас не хочу также «не успеть». В этой ситуации дорог каждый день, каждый час. А тут у нас есть решение суда, у ребят есть законная отсрочка! Эти специалисты нужны на оборонном предприятии! И меня возмущает, почему игнорируется судебный акт.
Мы связались со свердловским депутатом Госдумы Максимом Ивановым. Он курирует вопросы и проблемы, связанные с мобилизованными. Депутат пояснил, что в таких случаях (когда есть судебный акт) военкоматы должны отменять свои решения о призыве. Дальше это решение направляется в Генштаб или в воинскую часть.
— Это первый случай, о котором я услышал, когда не выполняется решение суда, — пояснил нам депутат. — Будем разбираться, что произошло.
Ранее мы рассказывали, что неслуживших россиян отказались освобождать от мобилизации. А вот мнение уральского ветерана спецназа об ошибках в первые дни мобилизации и о том, почему так получилось.