30 марта стало известно о задержании американского журналиста Эвана Гершковича. Корреспондент газеты Wall Street Journal работал в Екатеринбурге, там его задержали сотрудники ФСБ. Против Эвана возбудили уголовное дело о «шпионаже».
Эван Гершкович занимался освещением происходящего в России, на Украине и в других странах постсоветского пространства. Его родители были выходцами из Советского Союза. Наши коллеги из MSK1.RU рассказали, где работал журналист и чем он известен.
Места работы
Последний год — с января 2022 — Эван Гершкович работает в газете Wall Street Journal, пишет истории о военном конфликте России и Украины и деятельности ЧВК «Вагнер». Среди этих текстов, например, материал об антивоенном движении в России или текст о том, как Владимир Путин руководит спецоперацией.
Кроме WSJ, он работал в Agence France-Presse (AFP) и три года — в The Moscow Times (сайт их русской службы заблокировали в апреле 2022-го). Тексты Гершковича выходили в ведущих мировых изданиях, например The New York Times и The Economist.
Коллега Эвана, который долгое время работал в России, рассказал, что Эван — «добрый, великодушный и принципиальный человек», талантливый репортер и настоящий профессионал.
— Он один из тех молодых, амбициозных и очень умных американских и европейских журналистов, которые сделали себе имя в The Moscow Times, а затем перешли на работу в крупные информационные агентства, такие как AFP, AP и Reuters, или в крупные западные газеты.
По мнению коллеги, Эван в Екатеринбурге «занимался обычным журналистским расследованием».
Задержание
Журналисты начали писать о задержании Эвана Гершковича утром 30 марта. Он не выходил на связь с газетой WSJ, в редакции забеспокоились. Позднее стало известно об обвинении в шпионаже.
СМИ со ссылкой на источники пишут, что журналист посещал Нижний Тагил и подозрения в шпионаже могут быть связаны с деятельностью Уралвагонзавода. Это то самое предприятие военно-промышленного комплекса, за которым, по версии ФСБ, «шпионил» Эван. В пресс-службе УВЗ воздержались от комментариев.
У Эвана Гершковича в России есть аккредитация от Министерства иностранных дел. Официальный представитель МИД Мария Захарова сообщила, что, по мнению ведомства, работа Гершковича на Урале не была связана с журналисткой деятельностью.
— То, чем занимался в Екатеринбурге сотрудник американского издания The Wall Street Journal, не имеет отношения к журналистике, — написала Мария Захарова в Telegram. — К сожалению, это не первый случай, когда статус «иностранного корреспондента», журналистская виза и аккредитация используются иностранцами в нашей стране для прикрытия деятельности, не являющейся журналистикой. Уже не первого известного западника «хватают за руку».
По словам уральского пиарщика Ярослава Ширшкова, в Екатеринбурге Гершкович занимался материалом об отношении уральцев к ЧВК «Вагнер». Евгений Пригожин уже заявил, что ничего не знает о задержании журналиста. В газете WSJ выразили обеспокоенность задержанием своего корреспондента. В издании отрицают обвинения в шпионаже.
Поддержка
Коллеги и неравнодушные рассказали о том, каким журналистом они считают Эвана Гершковича. Российский журналист-расследователь Андрей Солдатов, специализирующийся на освещении деятельности спецслужб, назвал задержание Гершковича «лобовой атакой» на иностранных журналистов, которые работают в РФ.
— Эван — очень хороший и смелый журналист, а не шпион, ради всего святого. Это лобовая атака на всех иностранных корреспондентов, которые всё еще работают в России, — написал Солдатов в Twitter.
— Храбрые журналисты, продолжающие вести работу из России, делают это с невероятным личным риском. Эван — абсолютный профессионал, — пишет Скотт Роуз, продюсер новостей издания «Блумберг», проработавший в России 15 лет.
— Мой друг и невероятно профессиональный журналист Эван Гершкович арестован ФСБ по абсолютно надуманному обвинению в шпионаже. Журналистика не является преступлением. Эван должен быть немедленно освобожден, — пишет Петр Сауэр, репортер издания The Guardian.
Мы следим за ситуацией с Эваном Гершковицем в онлайн-репортаже вместе с MSK1.RU.