С началом частичной мобилизации екатеринбуржец Сергей, как и многие другие, решил на время покинуть Россию. Уже спустя несколько дней после тревожной новости молодой человек пересек границу Казахстана, однако достаточно быстро вернулся назад.
О том, как прошла вынужденная эмиграция, сколько на нее ушло денег и почему Сергей решил уехать обратно, но вновь задумывается о переезде — читайте в рассказе от первого лица.
«Поездка затянулась»
Я прожил в Казахстане 53 дня, снимал с коллегой жилье и работал удаленно. Я надеялся, что за три недели станет ясно, в каком направлении ожидать развития ситуации, но поездка затянулась. Казахстан принял дружелюбно. Жители оставили положительное впечатление. За всё время пребывания я ни разу не ощутил какого-то притеснения. Возможно, мне повезло, но от других вынужденных эмигрантов я негативного опыта тоже не слышал.
Сначала мы жили на севере Казахстана, но с наступлением холодов появилась идея вместо покупки зимней одежды уехать туда, где теплее, а именно в Актау. К тому же цены на недвижимость на севере били рекорды активнее, чем в южном городе. Но от некоторых местных я слышал, что стоит несколько раз подумать: мол, там народ более резкий, иногда грубый; казахский язык широко распространен, и в магазинах могут не обслужить на русском. Мы с другом всё же решились на переезд... и не прогадали!
Ни разу не столкнулись ни с грубостью, ни с отказом в обслуживании. Люди такие же доброжелательные, как и на севере. Семья, у которой мы снимали квартиру, даже пригласила на свой небольшой семейный праздник, где нас угостили домашним бешбармаком (очень вкусно), за что им большое спасибо!
«Я очень благодарен жителям Казахстана за теплый прием. Нам есть чему у них поучиться в отношении к приезжим»
«Условия для жизни примерно те же»
На двоих с другом мы потратили 10 тысяч рублей, чтобы добраться до севера Казахстана. Там за 10 дней проживания отдали 15 тысяч, потом по десятке на человека за перелет в Актау. В этом городе мы сняли двушку за 35 тысяч на двоих. Позже я один заплатил еще 10 тысяч за жилье и 15 за перелет обратно. Итого я потратил около 70 тысяч, не считая еды. Продукты в Казахстане, кстати, стоят примерно как в России.
Цены на недвижимость, конечно, взлетели с началом мобилизации и стали выше, чем в Екатеринбурге. Условия для жизни примерно те же, каких-то значительных отличий я не заметил. В Актау в целом неплохо, но сложное положение с водой, хотя тут многое зависит от района и (внезапно) этажа — не везде хватает напора для холодной воды.
«Мы попали на начало отопительного сезона и не раз наблюдали "чай" из крана»
А еще у меня сложилось ощущение, что дороги в Казахстане чуть лучше, чем в России.
Отмечу, что слышал от некоторых местных согласие с действиями российских властей. У меня это вызвало недоумение, но в таких случаях я вспоминал про опрос иностранцев, в котором они говорили, что поддерживают политику Путина, но в России бы жить не хотели. Еще порадовало, что многие жители Казахстана не питают иллюзий по поводу уровня демократии в их стране: «У нас выборы, как и у вас, лишь видимость».
«В Казахстане хорошо, но домой тоже хочется»
Изначально когда я ехал, программировал себя на длительный отпуск, чтобы было не так тоскливо. И, видимо, это помогло — никаких глобальных сдвигов не произошло, просто узнал жизнь людей в другой стране.
В Казахстане хорошо, но домой тоже хочется. К сожалению, дом находится в государстве, политику и действия властей которого я категорически осуждаю.
«Для меня Родина и государство — разные полюса одного и того же места на карте мира»
Вот с такими ощущениями я и возвращался: «Наконец-то, блин...» Родные и друзья были рады моему приезду. К середине ноября у многих сложилось впечатление, что уже можно, поэтому тревоги от такого решения в своем окружении я не заметил.
«Я буду в числе последних кандидатов на мобилизацию»
Во время пребывания в Казахстане я руководствовался простым правилом: не слушай, что говорит власть, смотри, что она делает. Когда в правительстве что-то заявляли, я наблюдал около двух недель, что происходит в реальности, и делал выводы. Так произошло и с объявлением о завершении мобилизации: поток повесток иссякал, а призыв на срочную службу набирал обороты, из чего я сделал вывод, что возвращение стало возможным.
Сейчас я не вижу, чтобы те факторы, из-за которых я позволил себе вернуться, как-то изменились, поэтому и опасений по поводу новой волны мобилизации пока нет. Но если всё же это произойдет, мне кажется, власти подготовятся тщательнее.
«Хочется верить, что военкоматы сделали работу над ошибками и будут искать тех, кто им действительно нужен»
В таком случае я буду в числе последних кандидатов на мобилизацию: в армии не служил, а моя ВУС — оператор электронно-вычислительной машины. Это помогает сохранять спокойствие. Однако я уже давно рассматриваю переезд за границу на ПМЖ, и если власть не сменится, то и делать мне тут будет нечего. Детей я в таком государстве заводить не хочу.
Прочитайте о том, как на эмиграцию смотрят местные. Мы публиковали рассказ казахстанца о прибывании в стране российских граждан, бегущих от мобилизации. А в этом материале вы узнаете, что о настроениях в Казахстане и потоке приехавших из России мужчин думают жители страны.
Посмотрите также на гигантские очереди, которые не так давно были на границах.
Все новости о частичной мобилизации в РФ мы собираем в специальном разделе.