Этой осенью компания из екатеринбургской семьи Воронцовых и их подруг Полины и Оксаны прошла, проехала (и немного проплавала в море) более 8 тысяч километров всего за две недели. Их путь прошел через Уфу, Махачкалу, Волгоград, Москву и множество других городов — обратно до Екатеринбурга. Все — вчетвером на одной машине.
Специально для читателей E1.RU Лидия Воронцова рассказала, как организовать такое путешествие и во сколько оно обойдется. Осторожно: после прочтения этого текста вам наверняка захочется срочно взять отпуск.
Почему на машине?
Путешественница называет несколько причин:
это дешевле альтернатив: например, билет на самолет до Минеральных Вод обошелся бы в 20 тысяч рублей, а в машине каждый человек заплатил всего по 7 тысяч за бензин (и это — за всё путешествие);
вы видите больше — всего друзья побывали в 18 городах;
вы планируете дела, как вам удобно;
и помещаете в машину куда больше багажа, чем в один чемодан.
— Мы давно научились собирать тетрис из вещей и складывать их так, чтобы даже иголка не прошла. Например, в ботинки кладем крупы с тушенкой, два рюкзака пакуем в один. На машине вы видите всю нашу большую страну. А как же много красивых городов в России, небольших деревень, уникальной культуры! — говорит Лидия.
«Машина дает вам свободу в выборе маршрута и попутчиков. Такое путешествие сближает, укрепляет как семейные, так и дружеские узы»
Лидия знает, о чем говорит: супруги уже бывали на Алтае, Камчатке, Кавказе, в Крыму и, конечно же, исколесили весь Урал.
Как всё организовать?
Лидия предпочитает ездить вчетвером: двое — водители, двое — штурманы. В дороге они постоянно меняются, отдыхают и поддерживают друг друга. Иногда берут попутчиков — так веселее.
Супруги составляют маршрут, отталкиваясь от дат отпуска. В горах они берут коммерческие туры, в городах — сами продумывают программу. Это могут быть музеи, заповедники, пешие прогулки, организованные экскурсии — всё зависит только от ваших интересов. Воронцовы обожают горы.
— Горы и автопутешествие — это наркотик, который мы попробовали, и теперь не можем остановиться. Палатка, костер, новые знакомства, переходы по ущельям, реки и леса, отсутствие связи и полная перезагрузка… Романтика. В этот раз был Эльбрус. И, кстати, Баксанское ущелье в Терсколе — самая красивая автодорога, где мы были! — рекомендует Лидия.
В городах машину обязательно пригоняют на техническое обслуживание. В это время супруги уже традиционно отправляют открытки друзьям в разных городах и пробуют местную еду.
Где они живут, зависит от города: это может быть квартира друзей (которым уральцы обязательно дарят уральский майонез), съемный дом или прибрежный отель. Так, всего в одну неделю на Кавказе получилось вместить горы, заповедник, море, рестораны и визит к друзьям.
— Мы поднялись на канатную дорогу в Чегете, на высоту 3,2 тысячи метров над уровнем моря. Было очень ветрено и холодно, техника отключалась, руки хотелось спрятать в тепло, а лицо покрывалось инеем. Но оно того стоило! Когда облака расступились, мы увидели красоту на все 360 градусов. Могущественный Эльбрус, красивый Чегет, разные склоны и поселения. Внизу мы накупили сувениров, согревались в кафешке, объелись хычинов (это лепешка из тонкого теста с разными начинками).
«В ночь мы выехали в Москву. Этот путь — туманы, вкусные яблоки и груши, много смеха, ракушки и песок с моря на ковриках машины»
Целиком путешествие заняло несколько тысяч километров:
8 тысяч — на машине;
80 километров — пешком по горам;
и 1,7 километра канатной дороги на Эльбрусе.
Но не всё же так просто?
Лидия признаётся: подготовиться ко всему, что может случиться в дороге, просто невозможно. От многих неприятностей ей грустно и смешно одновременно. Например, между Уфой и Самарой водители «Газелей» начинали играть с ней в кошки-мышки. Это можно назвать своеобразным местным флиртом.
— Водители за тобой гоняются, заглядывают в окна или пропускают на съездах. Ты тоже включаешься в игру и пропускаешь, моргаешь аварийкой и так далее. Продолжается это до того момента, пока не просыпается мой муж. Когда газелисты понимают, что в машине есть мужчина, игра почему-то заканчивается, — говорит Лидия.
На стоянке в Чегемском ущелье путешественников обокрали коровы: они стащили ночью оставленные на столах крупы, овощи и сладости. Всё, что утром увидели уральцы, — это довольные морды уходящих вдаль животных. В походе также могут наведываться непогода, пробитые колеса и звери, выпрыгивающие на свет фар.
Иногда даже сама природа может обманывать ожидания. К примеру, путешественники пять часов шли по горам ради вида на озеро Тютюргу — но увидели только его высохшее дно.
— Расстроилась вся команда, мы пообедали и побрели обратно. Благо погода дала нам увидеть панораму гор, а еще мы нашли кучу кустов брусники. Города тоже могут вас удивить! Особенно очень длинный Волгоград. Там можно проехать 30–40 километров и всё равно остаться в городе. Видишь знак о том, что Волгоград кончился, а сразу после — знак о том, что ты снова в него въехал. В общем, сюрреализм, — объяснила екатеринбурженка.
Куда сильнее настроение могут испортить аварии, которые регулярно встречаются на трассах. Однажды прямо на глазах Лидии уснувший водитель влетел в забор.
Разве дорога — это не скучно?
Именно чтобы она таковой не была, друзья изобрели целый комплект автомобильных развлечений. По их мнению, лучше всего помогают:
Игры в города и слова.
Особые продукты: семечки — чтобы скоротать время, морковка — чтобы взбодриться.
Музыка и песни (их список тщательно собирается заранее).
Разговоры по душам.
Сбор историй о местах, через которые вы едете.
Смена штурманов — после этого дорога каждый раз играет новыми красками.
Шутки и смех.
Чаты с родственниками и друзьями, обмен фото.
— Иногда кажется, что нам всем пора в дурдом, но именно смех помогает преодолевать дальние расстояния. А под разговоры можно не заметить, как прошли 500 километров. Главное — попасть в сердце темы, которая всем важна, и уже не остановишься. Бурные обсуждения, дискуссии или даже споры никогда не дают заскучать за рулем, — делится опытом Лидия.
Какие расходы?
Обычно уральцы стараются укладываться в 50 тысяч на человека. В этот раз получилось и вовсе по 47 тысяч:
организованные туры — 25 тысяч;
бензин — 7 тысяч;
сувениры — 2 тысячи;
еда — 5 тысяч;
жилье — еще 5 тысяч;
и дополнительные экскурсии — 3 тысячи.
У Лидии накопился большой список лайфхаков по экономии. Он выглядит так:
Снимать хостелы через приложения вроде «Островка» или «Букинга», пользоваться их программами лояльности.
Ездить не меньше чем вчетвером.
Жить у друзей или даже друзей друзей (обязательно привозя им сувениры).
Брать попутчиков, которые тоже скидываются на бензин.
Заправляться на заправках с бонусными картами.
Закупаться в магазинах низких цен, везти еду с собой.
Собирать компанию и нанимать отдельного гида, а не брать туры через турфирмы.
Везти с собой свое снаряжение, а когда простаивает — сдавать его в аренду.
Ехать на машине даже ночью, это экономит время в пути.
Советоваться с местными гидами: они часто помогают с жильем или контактами.
Иногда и вовсе бесплатно жить в палатках.
Бронировать всё сильно заранее (за это часто дают скидки).
Ехать на новом автомобиле, которому не нужен частый ремонт.
— Хочется пожелать всем больше путешествовать по нашей необъятной, не бояться, а главное — верить в добро людей, в погоду и команду. Чаще всего нам везет, и мы привозим обратно на Урал массу эмоций и воспоминаний. В этом отпуске мы исполнили мечту каждого участника: Полина хотела посмотреть на Эльбрус, Оксана — на море, а мы с Евгением желали просто отдохнуть, переключиться и увидеть красивые виды. Всё получилось! Как сказали наши друзья, мы волшебники на голубом (правда, четырехколесном) вертолете, — говорит Лидия.
Мы разбирались, безопасно ли сейчас отдыхать на юге России, и в том, какие страны доступны для уральцев осенью. Прочитайте также историю семьи, которая за лето посетила целых 13 стран.
А в Екатеринбурге недавно выпустили первый путеводитель по Академическому. Посмотрите, что там интересного.