Глобальный проект кругосветки в честь 300-летия Екатеринбурга претерпел существенные изменения из-за спецоперации, которую Россия с 24 февраля ведет на территории Украины.
В нашем материале рассказываем, как кругосветка превратилась в «околороссийку», чем уникальна яхта, на которой отправится команда, и как много времени займет путешествие, которое планируется уже два года.
Откуда взялась яхта?
— Это для меня очень личная история, — говорит Николай Паньков, владелец яхты и автор идеи с кругосветной экспедицией. — В молодости я много путешествовал, а в соцсетях был слоган «Да здравствуют мечты». Я мечтал о далеких и волшебных местах вроде Тибета, путешествия в которые сперва казались чем-то на грани фантастики, но в итоге оказались вполне реальными. И как-то увидел лодку с надписью «Мечта укажет путь». Подумал: «Ну, чувак, более прозрачного и адекватного намека просто не может быть».
Сейчас на шеститонной титановой яхте под парусами красуется та самая фраза.
— Я вырос на ВИЗе, с детства был в парусном клубе. Когда вырос, даже подумывал купить малюсенькую лодочку, чтобы вечером выйти в закат — а здесь настоящая океанская яхта! О таком я никогда не думал, — признается Николай. — Такая яхта — единственная на планете, она построена из авиационного титана толщиной в шесть миллиметров. Мы — уже третье поколение, которое ей занимается. Изначально лодка создавалась под арктическую кругосветку, поэтому она титановая, неубиваемая. Даже если мы на айсберг напоремся, ей ничего не будет. Обычно такие яхты делают легкими — из дерева или карбона. А наша как танк!
«В рамках человеческой жизни эта яхта вечна. Даже через 10 тысяч лет с корпусом ничего не случится»
Сколько стоит уникальная яхта и каких вложений требует реализация всей идеи с путешествием — Николай тактично умалчивает, но отмечает, что несколько компаний уже выразили готовность финансово помочь с проектом, хотя никаких документов еще не подписано и место генерального спонсора всё еще вакантно.
— Я реально всё в нее вложил, и за эти два года мы на ней ничего не заработали, одни расходы, — рассказывает владелец яхты. — Это же как бы сумасшествие, я прекрасно это понимаю. Мы сначала ее перепродать хотели, я вам честно скажу. Подумали с партнером, что можно и заработать на ней. А потом я в нее влюбился, в эту историю, в эту мечту, и вот два года ей болею, пытаюсь ее осуществить, несмотря на войны, на пандемию. Удача любит отчаянных, так что всё закрутилось, появились люди, которые эту идею поддерживали.
История самого путешествия тоже во многом романтическая и навеяна духом приключений, в том числе и реальными историями тех, кто пошел в кругосветку совсем недавно.
— Ключевой для меня стала история Сергея Борисовича Щербакова из Омска. Они построили яхту примерно такого же размера, но только деревянную. Строили ее лет 15 и тоже мечтали пойти в кругосветку — и они пошли. Но из-за пандемии все порты были закрыты, так что пришлось вернуться, — говорит Николай. — Он приезжал к нам на яхту, осмотрел, полазал по ней и говорит: «Маленькая, конечно, но выдержит. Лодка крепкая, хорошая». Вот тогда я понял, что всё реально, раз уж даже человек с таким колоссальным опытом поддержал. А Сергея Щербакова пригласил другой важный для меня человек — Юрий Владимирович Крюченков, вице-президент федерации парусного спорта , человек которому мы больше всего и благодарны.в этой затее.
Каким будет маршрут?
— Мы планировали пойти в кругосветку еще в начале лета 2022 года, но в связи с понятными событиями нам просто закрыли всё Западное полушарие. Для нас это был просто крах всего. Вот ты просыпаешься 10 июня, потратив тысячи часов на проработку маршрута, и понимаешь, что вообще-то 10 июня ты должен был быть в Исландии, — говорит Николай. — В итоге мы увезли яхту с Плотинки на ВИЗ и всё лето там её испытывали. Прогнали кучу специалистов через нее, а заодно устроили несколько социальных историй — катали на ней детей-инвалидов, устраивали вечеринки, ресторан на воде, обучали подрастающие поколение яхтсменов.
За лето же переработали и весь маршрут, максимально исключив из него Европу.
— Сперва мы планировали пройти так называемый «южный вариант»: доехать в Пермь до Камы, спустить там лодку на воду, по рекам и озерам дойти до Новороссийска, а оттуда через Черное море — по дружественным странам. Есть куча историй, как у обычных русских ребят лодки конфискуют, поэтому мы Европу вообще не рассматривали, — объясняет Николай. — Но мое личное мнение такое, что международная обстановка этой зимой будет не самая благоприятная для русских судов. Так что мы и этот маршрут решили доработать: слишком высоки риски выходить в международные воды.
Начать путешествие планируют 18 ноября — в исторический День города.
— Мы приняли решение буквально развернуться на 360 градусов и идти не в сторону Европы, а сразу же начинать с Азии, — говорит автор идеи. — Идеальный сценарий такой: 18 ноября мы лодку грузим на железнодорожную платформу и едем во Владивосток. Там пару месяцев дооснащаем яхту, готовим к условиям дальних переходов. Потом в Японском море ее испытываем и ранней весной выходим через Японию, дальше вверх по Курилам, Камчатке и уходим налево по Северному морскому пути, доходим до арктического порта Сабетта...
К 300-летию Екатеринбурга яхта должна вернуться в город, но это будет не финальная точка путешествия.
— Наша основная задача к юбилею спуститься по Оби до Ханты-Мансийска, там лодку поставить на трал, привезти в Екатеринбург и сбросить с Макаровского моста, чтобы она постояла на праздновании города напротив Храма на Крови и «Космоса» дней пять. Потом мы ее снова грузим, везем на север и уходим через Мурманск в Питер. Получается, процентов на восемьдесят обойдем Северное полушарие поверху.
В крайнем случае, чтобы избежать возможных проблем, яхта может пойти либо под нейтральным флагом, либо под флагом Русского географического общества — без привязки к стране. Но этот вариант команда называет резервным.
— Глобально на данный момент у нас есть три варианта: основной старый маршрут через Канаду и Аляску, усредненный вокруг Евразии и третий, самый плохой, когда в международных водах находиться будет опасно. Тогда из Питера по рекам и озерам через Волгодонский канал мы спускаемся до Черного моря, уходим на Каспий, а оттуда в Пермь и возвращаемся в Екатеринбург. То есть, не считая границы с Казахстаном и Китаем, мы, получается, обогнем по морям всю Россию. Локальная такая кругосветка вокруг России, — уточняет Николай Паньков.
Выход из Владивостока пока планируется на апрель–май 2023 года, в августе яхта вернется в Екатеринбург, а в конце октября уже должна быть в Санкт-Петербурге и встать там на зимовку.
Сколько команда проведет в море?
Даже по самым примерным подсчетам, переходы только по воде займут около 135 дней. Экипаж яхты за это время успеет смениться несколько раз.
— Кругосветки — достаточно редкое явление, тем более у нас немного отчаянный и очень интересный маршрут. Повезло, что у нас собралась команда мечты: 12 человек основного экипажа, у которых общий стаж в море 200 лет и свыше 500 тысяч морских миль, — говорит Николай. — На Дальнем Востоке работать будет один экипаж, на Арктике и высоких широтах — второй, на Мурманск и Питер пойдет третий.
Курировать кругосветку будут настоящие «морские волки», прошедшие и вокруг Северного полюса, и с кругосветными путешествиями справившиеся.
— Сергей Катаев, чемпион мира и Европы по парусному спорту, и Кравец Иван, строивший лодку более десяти лет, пройдут как минимум 80 процентов маршрута. Они знают эту лодку лучше всех, — говорит о планах Николай Паньков. — Я сам тоже пойду, конечно, но только на некоторые этапы. Нужно понимать, что пространство на лодке тоже ограничено, у каждого свой функционал.
А зачем это всё?
Помимо самого путешествия, у команды есть еще и культурная миссия. Экипаж объединился с Музеем истории Екатеринбурга, чтобы даже в самых дальних точках найти тех, кто родился в Екатеринбурге, и рассказать их истории.
— Из Японии, например, есть классная история, которую мало кто знает. В городе Кобе стоят уникальные турбины, которые разработали на Уралмаше, и они до сих пор отлично работают. Таких историй полно, — говорит Николай. — Если всё наладится и мы пойдем в Европу, можно будет рассказать про выпускника нашей архитектурной академии, который сейчас — один из дизайнеров «Феррари».
«Круто, что мы сможем показать не только Уралу, но и почти всей России, насколько красивая и необъятная наша страна»
Вместе с тем из кругосветки собираются снять мини-сериал, а еще намерены устроить концерт уральских музыкантов на знаменитом вулкане Креницына — одном из самых труднодоступных и красивых мест на острове Северных Курил.
Посмотрите, как устроена яхта изнутри!
Год назад мы рассказывали об уральцах, которые покорили Северный полюс.