После начала мобилизации в России многие решились на переезд из страны. Шестеро екатеринбуржцев рассказали, как решили покинуть родной город, сколько потратили денег и с какими сложностями столкнулись в Казахстане. Публикуем истории от первого лица. Все имена по просьбе героев изменены.
Алексей: «Никогда не планировал уезжать навсегда»
Причины переезда всем понятны. Выбор пал на Казахстан как самый быстрый и простой способ выехать за границу.
24 сентября утром выехали в сторону Челябинска, затем на КПП «Николаевка», так как в Троицке тогда уже очереди были больше 14 часов.
На КПП приехали в 19:00. Очередь общая: легковые и грузовые. Легковые проверяют быстро, грузовые — час. Таким образом, на проверку добрались в 23:00. Сама проверка очень простая, несколько стандартных вопросов, осмотр машины — и заветный штамп в паспорте. На непосредственное прохождение российской границы ушло 12 минут. Далее еще два часа ожидания на границе Казахстана. Там пограничник у шлагбаума задает гораздо больше вопросов, много уточняет (куда, к кому, зачем, почему сейчас).
После этого прошли паспортный контроль, осмотр машины. Вещи из рюкзаков доставать не пришлось, только раскрыть все. Примерно в два часа ночи были в Казахстане. Потом километров 50 ужасной дороги, не рекомендую ехать там ночью, легко заблудиться. Дороги грунтовые, указателей мало, а развилок много. Мы просто выбрали направление, куда нам теоретически надо, и придерживались его.
А далее кто-то начал искать квартиру в аренду, кто-то поехал к родственникам.
Две тысячи рублей мы потратили на бензин до границы. По Казахстану до Алма-Аты еще тысяча.
«Тут все россияне заплачут от цен на бензин: 92-й — 180 тенге (примерно 22,7 рубля)»
На границе еще нужно сделать страховку, примерно 1800 рублей. Не лишним будет сделать в России техосмотр на машину, здесь его спрашивают ДПС. На еду пару тысяч ушло, но можно меньше, можно больше. С жильем повезло, пока остановились у родственников в Астане, дальше планируем ехать в Алма-Ату.
Очень хочется вернуться в Россию, никогда не планировал уезжать навсегда. Но, возможно, это будет минимум после окончания спецоперации, скорее всего, даже позже.
Я работаю в IT-компании, аккредитованной и с отсрочкой от призыва. Но я не стал сильно доверять тому, что говорят, поэтому всё равно уехал. Пока продолжаю работать удаленно. Есть проблема с подключением к VPN, но, думаю, можно будет обойти. Реальные проблемы будут через 90 дней (именно столько можно находиться гражданам России) и через 180 дней, когда перестану быть налоговым резидентом РФ. Видимо, придется уходить в казахстанский IT, он тоже вполне не плохо развивается.
Вот такое приключение, с надеждой когда-нибудь вернуться домой.
Михаил: «Пришлось спать в машине»
Я уехал в Казахстан в субботу, 24 сентября. Решение принял резко, когда увидел, как проходит мобилизация. В прошлый четверг поняли, что нужно уезжать, в пятницу вывез со своей торговой точки оборудование, в субботу в два часа ночи поехали.
Ночью выехали на машине из Екатеринбурга и утром уже были на границе у Троицка. В очереди оформили казахскую страховку за 1500 рублей. Стояли примерно семь часов, на границе был допрос, почему нет отметки «военнообязанный» в паспорте, но все-таки пропустили.
В Казахстане остановились в Костанае и долго не могли найти квартиру в аренду, пришлось одну ночь спать в машине. Но потом нашли хорошую студию примерно за 28 тысяч рублей (это дорого, но потом цены стали за 40 тысяч).
На сам переезд потратили не много, бензин и аренда вышли не больше 50 тысяч. Думаю, для молодого мужчины найти работу в любом городе не проблема. Я могу работать головой, могу работать руками, могу таксистом.
Сложность была в том, что после ожидания и нервов на границе мы первое время были дезориентированы в городе, где обменники, где сим-карты, где поесть, где найти жилье. Это нормальные вопросы для заядлых путешественников, но мы 20 лет не покидали родного угла, и для нас это было стрессом. Ожидаю, что возможной проблемой будет переснять жилье на следующий месяц, так как арендовали только на 1 месяц.
Что интересного:
казахи замечательные, очень приветливые и открытые;
национализм процветает среди живущих на севере страны русских;
бензин 95-й — примерно по 30 рублей;
проезд в транспорте при оплате картой — 11 рублей, при оплате наличными — 20 рублей;
за два дня я обрел карту Visa без санкций;
страна большая, и государство старается думать об устранении барьеров, например, билет в Астану на поезд — 600 км, 15 часов пути — 300 рублей;
зарплаты примерно такие же, как в Екатеринбурге, может чуть меньше;
цены на товары ниже;
цены на коммуналку смешные;
как же так вышло, что рядом всего в 500 км такой замечательный город и страна с такими замечательными людьми, а я тут не был?
Хочу сказать жителям телевизора, что здесь никто не притесняет русский язык, здесь улицы Пушкина и Гоголя, здесь Русский драматический театр и православные храмы. Не надо присоединять Северный Казахстан, тут всё в порядке. Казахи говорят идеально, без малейшего акцента, на русском языке. Казахстан, ты прекрасен, спасибо.
Анна: «Люди искренне хотят помочь»
Мы уехали в Казахстан 21 сентября, 22-го пересекли границу на машине. Сумки были сложены еще вечером 20 сентября. Чувствовали, что все-таки мобилизацию объявят. Решиться на переезд было нетрудно. Политика страны полностью расходится с нашими взглядами. После объявления мобилизации, 21-го числа, мы заехали домой, забрали сумки, забрали товарищей и отправились в путь. Маршрут был Екатеринбург — Челябинск — Троицк — Костанай — Астана.
Переезд (с устройством на новом месте: покупка спальных принадлежностей, кухонных, аренда жилья, страховка) обошелся около 100 тысяч рублей. Возвращаться пока не планируем. Конечно, уже скучаем по родным и близким.
Мы выбрали Астану — красивый и комфортный город с отзывчивыми людьми. Мы все можем работать удаленно, поэтому проблем с работой у нас не возникло.
Главные сложности — мы прошли границу по российским паспортам, соответственно, у нас нет отметок о прохождении границы, и не сделали в России карту с UnionPay. Это усложняет жизнь на первом этапе. В дальнейшем это не будет проблемой. Всё решаемо.
Отношение у местных к россиянам замечательное. Мы очень благодарны каждому жителю и жительнице Казахстана за теплый прием. Люди искренне хотят помочь. Сочувствуют и поддерживают.
Сергей: «Стояли шесть часов в пешей очереди»
Переехали в Астану через Троицк, добирались попутками до столицы, по приезде разместились в банкетном доме на 10 человек с коллегами, познакомились с ребятами. Хозяин сделал скидку и вошел в положение, постоянно спрашивает, чем может помочь, и подкармливает местной выпечкой. Жилье в Астане выросло в два-три раза. Раньше аренда «трешки» стоила 25 тысяч рублей, теперь дешевле 50–60 тысяч найти нереально.
Встретили ребят из Санкт-Петербурга, им вообще приходилось спать в кафе, другим — в мечети, потому что не смогли найти жилье.
Из плюсов — невероятное отношение казахстанцев удивляет, несмотря на то, что мы по факту взорвали им рынок недвижимости, заполонили улицы, очень много людей помогает, спрашивают, всё ли в порядке, и максимально пытаются помочь.
Мы переехали 26 сентября, ехали сначала на попутке до границы, потом шли пешком до границы, стояли шесть часов в пешей очереди. От границы Казахстана также на попутке добирались до Астаны. На транспорт мы на троих потратили 25 тысяч рублей.
Планы: закрепиться до нового года в Астане, потому что можем оставаться в Казахстане до 90 дней. Дальше будем смотреть по ситуации: оставаться, переезжать в третью страну или, если ситуация в России изменится, вернуться.
Самое главное, почему и решились на переезд, — это возможность продолжать работать удаленно. Работаем как обычно и надеемся, ничего не произойдет с экономикой в стране за это время.
Леонид: «Ты тут никому не нужен»
27 сентября мы пересекли границу Казахстана. Потратили три тысячи рублей, чтобы добраться сюда из Екатеринбурга. В Россию возвращаться не планирую, останусь, скорее всего, здесь.
Сейчас остановился у знакомых. Работал на производстве, тоже ищу работу на производстве.
Небольшие сложности возникли только с осознанием того, что ты тут никому не нужен, и есть трудности с оформлением документов в другой стране. Местные жители относятся к нам положительно, еще ни один человек не отказал в помощи.
Георгий: «Курс рубля к тенге позволяет какое-то время спокойно бездельничать»
Границу я переходил в ночь с 27 на 28 сентября. Друзья довезли меня до КПП «Петухово» в Курганской области, до самого КПП я шел пешком несколько километров и в 30 метрах от въезда на сам пункт пропуска подсел в машину к незнакомому человеку, с которым списался в «чате взаимопомощи КПП "Петухово"».
Весь переход занял 10 часов. Пограничники ночью почти не работали, пропускали, дай бог, по машине в час. В итоге с двух часов ночи до восьми утра мы простояли в нейтральной зоне. После границы доехали до ближайшего крупного города — Петропавловска, от границы до него 80 километров. Там мы перекусили и распрощались с попутчиками. Так что можно сказать, что сам переезд обошелся мне только в стоимость еды, которую я взял с собой в дорогу.
Я направился в Карагандинскую область, у меня тут есть друзья и родные.
В ближайший месяц возвращаться точно не планирую, благо в Казахстане можно находиться 90 дней, а потом выехать в Узбекистан или Киргизию, вернуться и снова отсчитывать 90 дней. Всё будет зависеть от нескольких факторов: что будет происходить с мобилизацией и как быстро получится наладить источники дохода.
Последние два с лишним года я работал в образовательной организации регионального масштаба — организатором образовательных курсов. Сейчас активно ищу удаленную работу, благо компьютер и интернет есть, ну и курс рубля к тенге позволяет дать себе какое-то время спокойно бездельничать и не хвататься за первый попавшийся вариант работы.
Сложностей никаких не испытал, границу прошел спокойно, единственный вопрос, который мне задал казахский погранец: «Впервые тут у нас?»
Читайте также, как изменились цены на аренду жилья в Казахстане. Мы показывали пробки на границе. Уральцы рассказывали, что на переходе в Казахстан начали вручать повестки. Врач из Екатеринбурга рассказывал, как уехал от мобилизации в другую страну.