Прошлая неделя подарила нам не только массу поводов для беспокойства, но и хорошую погоду. Вы могли не заметить, но в Екатеринбурге на несколько дней задержалось бабье лето. Чем не повод отдохнуть на природе?
Выпускающий редактор E1.RU Александр Ашбель так и сделал — вместе с женой он отправился на прогулку в «Бажовские места». Почитайте авторскую колонку нашего коллеги о плюсах и минусах этого популярного парка.
Меня, городского мальчика с постоянной нехваткой времени, не так-то просто вытащить на природу, но в этот раз при составлении планов на выходные был задействован стопроцентный аргумент: Тальков Камень. В него я влюбился бесповоротно еще в детстве, когда отдыхал в летнем лагере под Сысертью. Само собой, скалы тогда казались выше, а затопленный карьер — глубже, но на вылазку я согласился без раздумий.
Так и вышло, что в последний день бабьего лета мы отправились в природный парк «Бажовские места», который был придуман 15 лет назад экологами, но быстро превратился в популярный маршрут для туристов. Чтобы подготовиться, я зашел на сайт парка — и тут меня ждал первый сюрприз: работает только главная страница (к тому же малоинформативная). Все остальные ссылки недоступны, потому что… не проплачен домен! Более того, через несколько дней его сможет перекупить любой желающий. Неплохо для одного из главных туристических объектов Свердловской области, правда?
Ходовое место
То, что «Бажовские места» действительно популярны, было видно сильно заранее. Обочины заставлены машинами за несколько десятков метров до входа, а ведь есть еще и парковка на территории парка. Выглядит это скопление автомобилей как странный флешмоб, но, видимо, все уже к этому привыкли.
Еще маленькая деталь при входе: надписи на приветственном щите дублируются на английском — но выборочно. Всегда пытаюсь понять эту логику. Мы вам расскажем о себе, но не всё? Дальше на маршруте парк и вовсе перестанет притворяться двуязычным. Учите русский, господа иностранцы.
Далее — обязательный пит-стоп на кассе. Взрослому за билет в выходной день придется выложить ровно 197 рублей. Сумма это, прямо скажем, небольшая, особенно с учетом того, сколько работы приходится делать по уборке, благоустройству и прочей, не всегда заметной, рутине. Можно даже накинуть 53 рубля сверху для ровного счета — разницу мало кто заметит, а так, глядишь, и домен для сайта проплатят, чтобы не позориться.
Победить совок
Не буду всё превращать в бесконечное ворчание. Парк прекрасен ровно настолько, насколько прекрасна уральская природа, особенно в золотую осень. Здорово, что много где проложены деревянные настилы, которые особенно полезны во время слякоти и оттепели. Дорожки тут действительно затапливает. Местные работники даже соорудили нечто наподобие ЖКХ-арта — памятник Деду Мазаю и зайцам, который по весне частично уходит под воду.
Вообще заметно, что «Бажовским местам» не хватает какого-то грамотного продвижения. Навигация есть, но выглядит она жутко устаревшей. Арт-объекты хороши по задумке, но совершенно колхозно выполнены. Чего стоит хотя бы «горячий камень» на одном из подъемов. Даю подсказку: если вы бросите на обочине здоровый булыжник и рядом поставите табличку с цитатой из Гайдара, это не будет работать. Проходивший мимо пацан так и сказал: «А я-то думал, он правда горячий, эх…»
Все рецепты победы над таким совком уже давно изобретены. Наймите дизайнера/арт-директора, пусть он вам придумает концепцию и единый стиль. Это стоит не так много, как может показаться. Воплощать можно постепенно, и посетители это заметят. Как уже заметили в главном парке Екатеринбурга.
Связи нет, но вы держитесь
В «Бажовских местах» здорово не хватает сервиса. Обычного человеческого удобства, которое не убьет природного очарования и сделает нахождение в парке более приятным. Построили беседки? Здорово! Поставьте пару киосков со вкусной мелочевкой. Раздайте вайфай в самых ходовых местах. И в конце концов, где мусорки? Пять-шесть штук на маршрут в несколько километров — это даже не смешно.
Упоминание вайфая — это не прихоть избалованных гостей из города. Связи нет не только на Тальковом Камне (где сам бог велел стримить, пересылать фоточки и так далее), но и на кассе, из-за чего безнал начинает жутко тормозить, и при выходе из парка. Это в итоге обернулось главным разочарованием от прогулки.
Представьте: у вас нет машины, зато есть деньги на такси. И вот вы приезжаете в парк, гуляете несколько часов, а когда собираетесь вызвать машину до города — связи нет. Вообще. Ни 4G, ни «ешки». Школа выживания: как хочешь, так и выкручивайся.
«И хорошо, если ваш телефон не успел на прогулке разрядиться до 5–10 процентов, иначе совсем караул»
В итоге экспериментальным путем ты находишь место, где хоть как-то ловит. Правда, для этого нужно хорошенько пройтись по обочине (а там всё заставлено машинами, помните?), а потом еще и соображать, на какую точку вызывать такси. Плюнув, идешь пару километров пешком до Сысерти, куда, наконец, приезжает машина. Спасибо бабьему лету за погоду — гулять под холодным дождем было бы куда как хуже.
Мораль
Итак, какая же у этой истории мораль? Сысерть, к которой прицепилось название «уральская Рублевка», может похвастать действительно классным местом для отдыха на природе. Даже если просто гулять по туристической тропе, можно получить удовольствие — а ведь там еще есть места, где живут дикие животные, в том числе редкие.
Нужно только, чтобы руководство вышло из начальничьей логики и подумало об удобстве посетителей. Не только тех, кто приезжает на своей машине. Не только тех, кто тащит с собой из дома половину холодильника. Не только тех, кто читает по-русски. Не только тех, кто умеет видеть в стремном булыжнике «горячий камень».
Нужно чуть больше фантазии и грамотных административных решений. Деньги на это найти реально — было бы желание.
Согласны с автором?
Почитайте также колонку популярного блогера Натальи Яньтюшевой. Путешествуя по Уралу, помимо плюсов, она нашла и огромный минус. А еще мы пообщались с главой Сысерти о том, как мэр «уральской Рублевки» переманивает богачей из города в деревню.
Обратите внимание на подборку мест в Свердловской области, куда можно уехать из Екатеринбурга на выходные. Цены и координаты прилагаются.