Цыганская жизнь окружена множеством легенд и суеверий, но мало кто из посторонних знает этот народ по-настоящему. Его представители редко допускают чужих в свою жизнь. Доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии наук Александр Черных — один из немногих, кто профессионально изучает цыган. Он заведует сектором этнологических исследований отдела истории, археологии и этнографии Пермского научного центра УрО РАН.
Александр Черных — автор монументального труда «Цыгане». На днях он выступал с лекцией перед студентами Уральского государственного юридического университета, а после прокомментировал для читателей E1.RU главные мифы о цыганах.
— Это стереотип. Во-первых, дома очень разные, и в каждом своя цыганская эстетика. На нее повлияли разные культурные феномены. Например, после просмотра фильма «Крестный отец» все русские цыгане стали ходить в лакированной обуви и черных костюмах. В интерьерах домов тоже появилось очень много роскоши: картины, гобелены, колонны и так далее.
У цыган также есть собственная мода, которую они перенимают друг от друга или из фильмов и сериалов о своей нации. Это говорит о динамичности их культуры. Но не стоит думать, что все они живут в золоте. Например, в Пермском крае есть цыганские поселки, в которых семьи живут в небольших домах.
Цыганские мужчины правда боятся цыганских женщин?
Один из стержней культуры цыган-котляров — это «пэкэлимос», то есть осквернение. Нижняя часть тела у женщины детородного возраста по определению считается «поганой», поэтому всё, что прикоснулось к женской юбке, также считается «поганым».
Поэтому нельзя увидеть цыганку верхом на коне. На второй этаж дома ей тоже нельзя подниматься, а если это произойдет, то всё, что внизу, будет осквернено. Но это же и защищает женщину. Если ее мужчина обидел, она может ударить его юбкой, и никто из табора с ним не будет общаться. Скверну можно снять, если провинившийся накроет стол для всего табора. Весь табор поганым быть не может, а значит, так с него снимается скверна.
Цыгане правда верят, что Бог разрешил им воровать?
Культура каждого народа этноцентрична. Естественно, цыгане в своей культуре тоже поставили себя в центр мироздания. Они самоопределялись через два ключевых компонента: отсутствие своей земли и разрешение того, что другие народы не делают.
Второе они объясняют так. Когда Христа распяли, в руки и ноги ему забили три гвоздя (по православной традиции), а четвертый гвоздь украл цыган. Это оказался именно тот гвоздь, который должны были забить в сердце Спасителю. Цыгане считают себя избранными, потому что их соплеменник облегчил смерть Иисусу, а значит, полагают они, их народу можно нарушать запреты, существующие для всех остальных.
«Но это совершенно не значит, что, например, в поезде с цыганами надо охранять свои вещи бдительнее обычного»
Я много раз ездил с цыганами, в том числе из Екатеринбурга. У меня ничего не пропало, а вот поговорить с ними было очень интересно. И еще: цыгане точно не будут воровать ничего у своих соседей. Они стараются не конфликтовать там, где живут.
Конечно, воровство среди цыган есть, как и среди других народов. Котляры (одна из самых многочисленных этнических групп рома) — ремесленники, этот вид занятий не для них.
Барон не может принять ни одного решения. Самый главный орган, который принимает решения у всех групп цыган, — это цыганский суд. Там решаются все конфликтные ситуации. Они создали систему, чтобы к официальному законодательству и власти прибегать как можно реже. Вся внутренняя жизнь общины принимается системой цыганского суда. Причем на него приезжают не екатеринбургские цыгане: они вызывают пермяков, тюменцев, туляков, чтобы суд был независимый. А сейчас могут даже устраивать суды онлайн.
Задача у цыган — не наказать, как в нашем законодательстве. Цыганский суд призван урегулировать ситуацию, чтобы жизнь двигалась дальше. Какой смысл сажать мужика? Семья останется без кормильца. Надо сделать так, чтобы это больше не повторилось.
Кстати, по этой же причине так тяжело договариваться с цыганами насчет узаконивания их домов. Чиновники говорят с отдельными хозяевами зданий, а община решает всё по-другому, и семья будет слушать в первую очередь общину.
Цыганский гипноз существует?
Цыганки специализируется на гаданиях. Сами цыгане в свои предсказания не верят, это услуга для применения на стороне, в том числе психологическая. Конечно, когда столетиями занимаешься определенной профессией, вырабатываются определенные навыки и приемы, которые передаются из поколения в поколение. Но это не профессиональный гипноз, и ему специально вряд ли учат. Как и в любой народной педагогике, ученика просто берут с собой, и он учится, наблюдая.
Цыганка подходит к человеку и сразу видит, будет ли он «гадаться» или нет. Есть те, кто хорошо заманивает, и те, кто может правильно закончить гадание. Поэтому цыганки из котляров никогда по одной гадать не ходят. Им важно никогда не говорить плохое — только хорошее. Есть набор фраз, как стихотворение, они его читают «клиенту». Например, молодому мужчине обязательно говорят, что у него будет хорошая жена.
Цыгане воруют детей?
В культуре каждого народа молодых пугают кем-то, кто ворует детей. Естественно, цыгане никого и никогда не забирали, это тоже один из самых больших мифов.
Правда ли, что цыгане женятся задолго до совершеннолетия?
Об этом говорят крайне неохотно, потому что сразу же всплывает вопрос о нарушении законодательства. По-разному бывает: и в 18 женятся, и в 20, если говорить о парнях (обитатели Цыганского поселка рассказывали о свадьбах в 12–13 лет. — Прим. ред.). Русские цыгане давно уже придерживаются правила женитьбы в зрелом возрасте. У котляров этот обычай тоже постепенно разрушается, но можно встретить цыганских девушек, которые в свои 14 лет грустят оттого, что до сих пор не замужем.
«Обычай демонстрировать окровавленные простыни как свидетельство непорочности невесты — не миф»
Он существовал у множества народностей, и у русских такое было. Но у нас это давно ушло, а у них — сохранилось.
Правда ли, что цыгане до сих пор кочуют?
«Приземлить» цыган в СССР сумел только Хрущев с его указом 1956 года о запрете бродяжничества. В результате к 70-м годам большая часть цыган осела, вместе с тем они сохраняют известную долю мобильности.
Если земледельческие народы общаются только с соседями и не знают, что происходит в деревне за 200 километров, то у цыган всё иначе. «Социальные сети» появились у них задолго до интернета. В каждом городе у цыган были и есть свои люди. Кстати, это здорово помогает им вести бизнес и в наше время.
Вот цыган приехал в Архангельск за подшипниками. Спросил на вокзале, где живут цыгане, — поехал в табор и там остановился на ночлег. Купил подшипники подешевле. Позвонил своему человеку в Челябинск, приехал туда, переночевал у него и продал там подороже. Все цыганские таборы связаны: знают новости, созваниваются, отдают замуж в другие города дочерей.
Эти сетевые связи помогают им сохранять мобильность внутри народности. Что-то случилось у цыгана в Екатеринбурге — он поехал в тульский табор. Там начали сносить цыганские дома — все родственники поехали в Пермь. Кстати, цыгане в России изначально менее мобильные, потому что зимой здесь холодно, и табор всегда вставал на зимовку в деревне, а летом путешествовал.
Портал E1.RU часто рассказывает про жизнь цыган в Екатеринбурге. В этом году община боролась за свои дома в поселке, отданном под застройку, барон даже добивался встречи с мэром города.
Посмотрите, как живет цыганский табор в пермской деревне, а еще почитайте о погребальных традициях ромского народа.