Добровольцы, собранные для отправки на специальную военную операцию на Украине, пожаловались 74.RU на отсутствие выплат. По их словам, солдатам из Башкирии уже перевели по 200 тысяч за этап тренировок, а южноуральцы обещанные деньги получить пока не могут. Военнослужащие сравнили, как обеспечивают добровольцев из других регионов, и сделали вывод не в свою пользу. Они чувствуют себя забытыми властями и ищут поддержку у коммерческих структур. В правительстве Челябинской области заверили, что это не так.
«Над нами другие смеются»
В редакцию 74.RU обратился командир взвода мобильных средств связи, старший лейтенант Сергей Греков. Он вместе с другими добровольцами из регионального именного батальона «Южноуралец» находится сейчас на тренировке (на военном языке ее называют «боевое слаживание») в Нижегородской области.
Что такое боевое слаживание?
Боевое слаживание — тренировка военнослужащих в составе своего подразделения, когда оно уже полностью укомплектовано личным составом, вооружением и техникой. Его главная цель — наработка умений и навыков, необходимых для выполнения заданий с учетом конкретных особенностей специальной военной операции.
В июле депутаты Законодательного собрания Челябинской области утвердили размер выплат за нахождение на такой тренировке — 2 тысячи рублей в сутки. Деньги будут выплачивать добровольцам из батальонов «Южноуралец» и «Южный Урал».
Батальоны «Южноуралец» и «Южный Урал» сформированы в Челябинской области для участия в специальной военной операции на Украине. Названия им присвоил губернатор Алексей Текслер. Первой на учения отправилась группа батальона «Южноуралец». Все военнослужащие из ее состава прошли отбор, имеют военно-учетные специальности или боевой опыт. В их числе есть девушка, она будет работать медицинским инструктором.
Тренировка идет не первый день, а деньги, обещанные правительством Челябинской области, военнослужащие еще не получили.
— Мы на поле связи, где обучения полевые проходят. Приезжали солдаты постепенно. Кто-то 7 июля, я — 5 августа, — рассказал Сергей. — Скоро отправимся на Украину, а выплат так и нет. Рядом с нами базируются другие региональные батальоны — из Башкирии, Московской области. Они всё получили. Военнослужащие из Башкирии говорят, что им перевели по 200 с лишним тысяч — вне зависимости от того, сколько они находятся на обучении. Кроме того, у них постоянно делегации. О них заботятся, питанием дополнительным снабжают. Про нас же забыли абсолютно.
По словам нашего собеседника, они вот-вот будут выдвигаться, но некоторые потребности не закрыты. Военнослужащие просят бензопилы (хотя бы одну на роту) и питание (крупы, макароны) на время передислокации.
— Бензопилы по штату не предусмотрены, но они просто необходимы. Чем их заправить — мы найдем, — говорит Сергей Греков. — А что касается питания, сейчас мы едим в столовой стационарной, когда же будем в дороге, придется есть сухпаек. Хотя возможность готовить горячее будет. Варить только нечего. Начальник штаба предложил по возможности скинуться в общий котел, чтобы купить еду. Честно говоря, это такая мелочь, которую наша область могла бы себе позволить. А на нас смотрят жители других регионов и смеются: «Кто вас и как сюда отправил, что ничего нет?» Казалось бы, Мордовия — далеко не самый богатый регион, но их не оставляют без внимания на всём боевом пути.
Военнослужащий согласен, что они — добровольцы и никак не могут принуждать Южный Урал к дополнительной поддержке. Сейчас командир взвода ищет возможность получить обеспечение за счет коммерческих организаций.
— Да, у нас у всех контракты с Минобороны, но видна разница в зависимости от региона. А по сути так быть не должно, — считает Сергей. — Нам дали отдельное знамя, мы как-то с гордостью его должны нести. А получается, нам его вручили, и плывите, ребята, как хотите. Немножко осадок после этого в душе остается.
«Условия там не домашние, нужно привыкать»
После запроса 74.RU в региональное правительство первый заместитель министра общественной безопасности Челябинской области Владимир Гусак связался с Сергеем по телефону.
— Это не наш контрактник, это штатный офицер Вооруженных сил. Он окончил военное училище, — уточнил Владимир Гусак. — Больше всего вопросов — по выплатам. Но давайте начнем по порядку. Сейчас контрактники на полном довольствии с трехразовым горячим питанием. Нас заверили, что оно там нормальное. Да, в дороге у них будут сухпайки, это не домашняя еда. Но они же едут на специальную военную операцию с определенными условиями, это нужно понимать. Бензопилы. Есть определенные нормы положенности. Была поставлена задача скомплектовать добровольческие батальоны, о дополнительной номенклатуре речи не шло. Мы свяжемся с военным командованием. Если есть необходимость в бензопилах, а это не личная инициатива отдельных военнослужащих, будем решать этот вопрос. Но вообще это должно быть мобильное подразделение.
Что касается выплат, то, по словам замминистра, есть утвержденный механизм их назначения. В данном случае нарушений никаких нет. О том, как деньги начисляют, солдат предупреждали заранее.
— Наши ребята подписывали документы, они в курсе, как это происходит, — утверждает первый заместитель министра общественной безопасности Челябинской области. — Да, в некоторых республиках, регионах по-другому. Но мы не можем это комментировать. Мы во избежание необоснованных преждевременных выплат установили такой порядок — приходит приказ о завершении боевого слаживания, на его основании Министерство социальных отношений региона сразу же каждому выплачивает по 2 тысячи рублей за сутки. Кто-то там 35 дней находится, кто-то меньше — суммы у всех будут разные. Деньги придут на карточки, данные все есть. Они заключили контракт на возмездной основе, и всё будет оплачено. Никто никого не обманет.
Владимир Гусак посоветовал военнослужащим принять тот факт, что гражданская жизнь на время для них закончилась.
— Всем выдали форму, зачислили в штат воинской части. Условия там не домашние, нужно привыкать жить по законам армии. Мы ребят не бросаем, следим за их судьбой. Но они прежде всего солдаты, — заключил заместитель министра.