Семен Родыгин с супругой уже не первый год практикуют зимовку в других городах и странах. В начале февраля 2022 года они уехали в Узбекистан — в Ташкент — и планируют провести там еще несколько месяцев. Журналист НГС Мария Тищенко узнала у него, сколько стоит жизнь в этой стране, какие есть плюсы и минусы и что его особенно впечатлило.
Семен Родыгин начал путешествовать с женой в студенческие годы — сначала автостопом, потом по путевкам, а теперь они всё организовывают самостоятельно. На период отъезда семья сдает свою квартиру в Новосибирске и пару месяцев живет в другом городе. В этом году выбор пал на Ташкент.
Семен рекомендует прилететь в соседнюю Киргизию, посмотреть ее и оттуда добираться до Узбекистана, так дешевле.
Первое, что удивило сибиряка, — это погода:
— Понятие «зима» здесь есть, но это +10 днем и от +2 до -2 ночью.
— Дороги гораздо лучше, чем у нас! — продолжает Семен. — Мы три месяца ищем такие же плохие, как в Новосибирске, но всё не находим. Только одна в горах. Гулять здесь очень приятно: воздух чистый, даже вдоль загруженных магистралей. Здесь в основном газовые автомобили, которые не портят воздух. Очень зелено, хотя местные возмущаются, что деревья вырубили. Если их столько после вырубки!..
Жилье в Ташкенте дорогое, замечает Семен. До этого у него был опыт проживания в Средней Азии: в других странах было дешевле.
— Ранее мы сдавали свою двухкомнатную квартиру за 17 тысяч и этих денег хватало, чтобы снять в Бишкеке однокомнатную на центральной площади. И еще оставалось на еду. А здесь на съем нужно в среднем 22–24 тысячи. Мы сняли однокомнатную на окраине, но по линии метро за 300 долларов, — объясняет Семен.
Но, несмотря на близость метро, Семен им практически не пользуется, потому что в Ташкенте хорошо развиты другие виды транспорта и цены за проезд невысокие. Поездка в метро стоит в переводе на наши деньги 6–7 рублей, на автобусе — 9.
— Такси дешевле, чем у нас, раза в два — ездим на том же «Яндексе». Но на этом ценовые радости заканчиваются. Всё остальное значительно дороже. Недвижимость дороже. Продукты — раза в полтора. Фрукты и овощи покупаем по ценам выше, чем в Новосибирске, хотя к нам их везут отсюда. Но в сезон обещают резкое снижение, — говорит Семен Родыгин.
По его словам, сейчас 1 рубль равняется примерно 160 узбекским сумам.
— Поначалу непросто шло привыкание, когда все магазинные цены указаны в тысячах и на каждый поход в магазин тратишь тысяч 80 или 100. Но это не идет ни в какое сравнение с тяготами расчетов, которые были лет десять назад, когда при таких же масштабах цен в Узбекистане не было купюр крупнее тысячи сум. Поход в магазин — нужна пачка денег. На покупку телевизора или холодильника отправлялись с пакетом денег. Знакомый рассказывал, как на авторынке видел приехавшего покупать новую машину с целым багажником денег! Теперь удобнее: есть 20-, 50- и 100-тысячные номиналы купюр, — описывает Семен.
— Что касается общепита, есть ряд хороших местных фастфудов и кафе с узбекской кухней с пловом. Дешевые шашлыки из баранины. Свинина исключена.
Недавно, добавляет он, был Рамадан — месяц поста, который многие соблюдают. Поэтому днем кафе были пустыми. А к вечеру в них собиралась большая толпа, заполняя помещение. Семен нашел кафе с ценами как в Новосибирске, но в целом они везде раза в полтора выше.
— На улицах много девушек с покрытой головой. Кстати, в Ташкенте на улицах практически нет пьющих и курящих людей. Возможно, конечно, курят и пьют где-то в укромных местах, но на улицах, во дворах домов ничего подобного не встретишь. Продажа спиртного вынесена вообще из обычных магазинов в отдельные алкомаркеты, которые всегда стоят пустые. Не то что у нас в Новосибирске, где переполненные пивнушки на каждом углу да плюс в любом супермаркете «затариться» можно, — сравнивает сибиряк.
Младшие относятся к старшим с большим уважением:
— Мне 42 года, стариком я не выгляжу, но когда захожу в автобус, подростки подскакивают и уступают место. Женщине обязательно уступят место в транспорте. Если к кому-то обращаешься, то тебя очень внимательно слушают. При встрече всегда скажут: «Привет, как дела?»
Русскому в Ташкенте будет комфортно.
— Русский язык так распространен, что зачастую даже узбеки друг с другом общаются на нем. Узбекские дети, играющие на улице, легко используют оба языка, а родители стараются прививать русский наряду с узбекским с самого детства.
Семен Родыгин советует тем, кто соберется полететь в Ташкент летом, выбирать рейсы через казахстанский Шымкент или киргизский Ош — так значительно дешевле.
Ранее мы рассказывали о том, как семья с детьми из Новосибирска завершила вторую кругосветку на яхте.