После того, как 24 февраля Россия начала военную спецоперацию на территории Украины, многие страны оказались для наших соотечественников закрыты — но при сильном желании они становятся просто труднодоступными.
Екатеринбуржец Алексей Белых — опытный путешественник, которого не пугают пересадки, проживание в хостелах и долгие прогулки. Загоревшись идеей попасть на «Формулу-1» в Монте-Карло, он проехал туда через пять стран, а еще прихватил с собой говяжий «Доширак» в подарок однокласснице, которую давно не видел.
В своей колонке для E1.RU Алексей рассказал, как строил свой маршрут, сколько на это ушло денег и времени, а еще поделился лайфхаками, как расплачиваться за границей, когда российские карты заблокированы. Да, и про отношение европейцев к русским тоже.
Мне пишут: «Мажор, в Канны и Монако катаешься!» Такие сообщения читать особенно забавно после девяти пересадок, находясь в 14-местном номере хостела в 20 километрах от Монако.
На последней майской неделе была моя первая Франция. За девять дней я успел обойти 120 тысяч шагов по Парижу, погулять в Марселе, увидеться с бывшей одноклассницей в Каннах, ну и, конечно, сгонять на Гран-при Монако!
План на неделю и маршрут был такой:
Звучит так, будто всё легко и просто. Как же это возможно после 24 февраля? Путешествия сильно затруднены границами и валютой, но по-прежнему возможны. Давайте по порядку — вот все вопросы, которые задавали мне друзья:
Как уехать?
Два основных расклада сейчас такие: если вы богаты, летите через Стамбул. Если богаты только духовно, то специально для вас в санкциях зияет щель размером с Беларусь. По земле на автобусе можно добраться в Вильнюс, а там [расположен] один из лоукост-аэропортов Европы. Мне так суммарно билеты Екатеринбург — Париж (три самолета и автобус) обошлись чуть дороже 10 тысяч рублей.
Как оформить визу?
Визу я оформлял еще зимой, во время ковида. Сейчас там ничего не изменилось, берете и оформляете. Европейские страны тут разделяют политику и бизнес — мы же прилетаем оставлять свои накопленные деньги, запрещать нас незачем.
Визовый центр Испании на Карла Либкнехта [в Екатеринбурге] рекомендую — у испанцев идет какая-то спецпрограмма по восстановлению туризма, дают почти всем и на тот срок, на который был прошлый «шенген» любой страны. Причем в Испанию по этой визе въезжать не обязательно.
Как лететь без прививки?
Всем уже пофиг на коронавирус. Та же Литва отменила все ковидные требования на въезд, а внутри Европы прививки и так никогда не спрашивали. Я был в четырех странах за неделю, ПЦР-тесты не делал. Наконец-то вымерло это всё!
Где купить билеты?
У моих корешей из авиасейлс! Я купил спокойно по русской карте из Екатеринбурга, тут всё как всегда.
Чем платить за границей?
Сразу по пересечении границы твои карты превращаются в пластик. Нужна наличка. Она пока есть в банках Екатеринбурга, но надо вылавливать. Я в одном из наших местных банков доллары купил, а в Париже обменял на евро.
«Еще вариант — обменять в Минске, там берут рубли и дают валюту. В Минске же можно легко и моментально оформить их карточку на российский паспорт»
Она не будет под санкциями — чтобы заранее покупать через интернет билеты на «Формулы-1», матчи, концерты и шокировать девчонок в барах Екатеринбурга эпл-пэем! Но не забудьте отчитаться в налоговую, что у вас появился заграничный счет. Вообще, Беларусь классно устроилась на всех стульях сразу в плане геополитики, но это отдельная тема.
Как экономить?
Тут ничего не меняется, огромное поле для экономии, как раньше. Например, вместо заведомо дорогущего перелета Париж — Монако (на «Формулу-1» летят со всей Европы) можно посмотреть другие аэропорты региона и билеты в них. Я так долетел до Монпелье за 2000 рублей и оттуда автобусами двигался к цели. Еще есть хостелы, я предпочитаю жить в них, чтобы сэкономить, нацеплять новых знакомых и инглиш прокачать. Прекрасно со всех сторон.
Ну и вместо питания в европейских ресторанах вам навстречу идет санкционочка!
Бонус-пункт, который почему-то всех волнует. Как относятся к русским?
Никто при виде русского паспорта не вздрагивает, не наливается кровью и не сжимает кулаки. Скорее, вас ждет поток любопытства в духе «как вы там вообще справляетесь».
«Политикой интересуются все, но не примеряют ее на людей в зависимости от цвета паспорта. И это правильно»
Теперь о впечатлениях
Париж — стандартный европейский мегаполис, фотогеничный, с толпами туристов и не очень чистый. Если говорить по повесточке, то страсть к Украине в Европе как-то иссякает. В первые дни спецоперации флажки висели на каждом втором балконе и на каждом первом заведении (сужу по Берлину, я там как раз оказался в конце февраля). Во Франции увидел штук пять за три неполных дня.
По перепискам со знакомыми европейцами знаю, что за три месяца цены на бензин выросли в 1,5 раза, на электричество — в 2,5 раза (было 50€, стало 130!). Совпадение?
Затем были Монпелье и Марсель — это уже юг Франции: тепло, пальмы, красивые трамваи и француженки! Если вывести средний портрет французской южной девушки, то представьте себе Марион Котийяр на минималках. Красиво же?
В четверг я приехал в Канны! В Каннах шел кинофестиваль, но целью визита был не он. Не то чтоб мне очень нравился кинематограф или творчество Серебренникова, просто здесь живет Катя — моя одноклассница. С Катей мы не виделись со школы, 12 лет, и у нас всё сложилось по-разному: она переехала в Канны, и у нее уже есть прекрасная дочь Агата.
Перед моей поездкой Катя говорила, что скучает по русскому «Дошираку». Мол, местная лапша не вывозит качество. Пришлось везти сувенир по маршруту Екб — Минск — Париж — Монпелье — Марсель — Канны. Дошик повидал мир больше, чем сама Катя, получается. А самая крепкая дружба строится на школе и «Дошираке».
Пятница-воскресенье — долгожданный уик-энд «Формулы-1». Собственно, для него и затевалась вся поездка. Мой первый этап «Формулы» — и сразу Монте-Карло! Живая классика автогонок.
Культура посещения «Формулы» очень интересна. Казалось бы, чего тут интересного: пролетает болид, ты ждешь полторы минуты, пока будет следующий круг, и он снова мимолетно пролетит. Но прикол тут не в самом автоспорте, а в атмосфере Монако — вокруг яхты, все эти казино на горном рельефе и Средиземное море. Ну и деньги, деньги, деньги, которыми тут пропитано всё. Европейцы приезжают их потратить, а маркетологи и рады: ставят шатры с атрибутикой через каждые десять метров и зарабатывают.
Надо сказать, что всё продается очень вкусно и соблазнительно, если любишь «Формулу-1» и находишься под впечатлением от Гран-при Монте-Карло — хочется прикупить кепочку или футболку. Подборку атмосферных пленочных фото с «Формулы-1» можно посмотреть по этой ссылке.
Понедельник — долгий путь домой. Обратно нужно было спешить, так как в Екб уже заждались дела. Пришлось брать дорогие билеты через Стамбул и Петербург, потому что Turkish Airlines напрямую в Екатеринбург больше не летают. Обратная дорога обошлась в 30 250 рублей — самый дорогой сегмент всего путешествия. Можно намного дешевле, но медленнее. Из бонусов — в Стамбуле турки дают бесплатную ночь в гостинице, если у вас долгая пересадка. Поэтому почти принудительно трансфер увез меня из аэропорта в гостиницу и обратно. Мелочь, а приятно, ну и расходы компенсирует.
Общие расходы всей истории
Транспорт: 47 700 рублей;
Проживание: 387,64 евро = около 30 тысяч рублей (две ночи в парижском хостеле, две ночи в хостеле Марселя, три ночи в хостеле Ниццы);
Питание и другие расходы: около 30 тысяч рублей (супермаркеты с санкционочкой, завтраки «багет + кофе», бары);
Мерч «Формулы-1»: 5 тысяч рублей.
Вывод
Чувствовать себя частью глобального мира — бесценно, для всего остального есть белорусский «мастеркард». Железный занавес пока не закрыт, а солнце Монако — это не вопрос больших денег.
А вы планируете поездки за границу этим летом?
А когда из-за санкций в России запретили показ американских фильмов, один екатеринбуржец рванул в Узбекистан на премьеру нового «Бэтмена». Месяц спустя фильм в итоге стали крутить и в екатеринбургских кинотеатрах, но это были пиратские показы.
Прочитайте также историю семейной пары врачей из Екатеринбурга, которые бросили работу на скорой и переехали в Испанию. А куда сейчас можно полететь отдохнуть и сколько это стоит, мы рассказывали в этом материале.