Недавно мы публиковали колонку айтишника Алексея из Екатеринбурга. Он рассказал, как бросил университет на пятом курсе, успешно ушел в новую для себя сферу и переехал в другую страну. Эта страна — Грузия.
Мы поговорили с Алексеем о том, почему он эмигрировал, в какую сумму это обошлось и каково сейчас русским в Тбилиси. Рассказываем, за что парень благодарен местным и почему он все-таки не планирует оставаться в этой стране.
— Почему вы уехали?
— Я переехал месяц назад в связи с политической обстановкой в стране. В том числе по причине того, что зарубежные компании больше не работают напрямую с гражданами России, и приходится что-то придумывать. Я открыл ИП для работы с зарубежной фирмой.
— И почему Грузия?
— Потому что у меня много знакомых айтишников, которые уже сюда уехали. Тут достаточно дешевая жизнь, а главное — россияне могут находиться на территории Грузии почти год. Потом можно выехать и обнулить срок пребывания.
— То есть уехать несложно?
— Абсолютно несложно, если есть загранпаспорт. Я сам купил билеты и меньше чем через две недели уже был в Тбилиси. Всего на переезд потратил около 1200 долларов. В эти деньги входит плата за первый и последний месяцы аренды квартиры.
— Как к такому резкому решению отнеслись близкие?
— С пониманием. Их я тоже хочу увезти, но прямо сейчас не позволяют обстоятельства.
— Кому бы вы посоветовали приехать в Грузию?
— Во-первых, туристам. Грузия самобытна, но отчасти она похожа на Черногорию, еще ее можно сравнить с нашим Черноморским побережьем. Здесь тепло, некритично дорого, многие знают наш родной язык. Такое ощущение, будто приехал в Сочи отдохнуть, но в другой стране. К сожалению, в Тбилиси нет моря, но пять-шесть часов на поезде — и вы уже в Батуми с пляжами.
А вот с выбором для жизни, а не для туризма — сложнее. Это очень сильно зависит от самого человека.
— Есть мнение, что в Грузии русских не любят.
— Неприязни от местных нет. Грузины максимально приветливы, все интересуются, откуда я, надолго ли, расспрашивают о жизни. Многие хотят помочь, подсказывают, где и что лучше покупать. Если ты не бегаешь с буквой Z на лбу, то будь уверен: всё будет хорошо. Но, опять же, Грузия всё помнит, поэтому, если ты поддерживаешь спецоперацию, то хорошего отношения от грузинов не жди.
— А говорят на русском?
— Обустраиваться в Грузии мне помогал друг, но нет никаких проблем в том, чтобы самому знакомиться с грузинами. Те, что постарше, на 90% знают русский. Те, что помоложе — знают английский. Барьеров нет.
— Вы сказали, у вас много знакомых, уехавших в Грузию. Русские эмигранты как-то меняют Тбилиси?
— Город меняется, хоть я и наблюдаю за этим только месяц. Но сами грузины говорят: «Когда выходишь на главные улицы районов Ваке и Сабуртало, русская речь теперь везде». Раньше такого не было, а сейчас процент русскоговорящего населения просто огромен.
— Вам нравится в стране?
— Есть куча плюсов. Отсутствие языковых барьеров, относительная дешевизна. Если сравнивать с нынешней Россией — огромное количество магазинов. Здесь очень дешевое такси, за поездку в 25–30 минут я плачу 200 рублей. Отдельный пункт — работа доставок. Где бы ты ни был, за 20–25 минут тебе привезут любую еду. Кафе и рестораны очень вкусные.
Это очень красивая страна. Благоустройство города выполнено на европейском уровне. И хотя Грузия только на пути к тому, чтобы стать частью Евросоюза, многие моменты уже очень радуют. Например, полностью новый автопарк общественного транспорта, куча машин-гибридов — на бензине и электричестве.
— А минусы?
— Бедность Грузии. Это ощущается, несмотря на то, что Евросоюз вливает большие деньги. Сложно объяснить, но чувствуется, что приезжие зарабатывают больше. Далеко не все грузины могут позволить себе какие-то дорогие вещи. Я получаю 2000 долларов в месяц, а тут средняя зарплата — 450 долларов. Если я за месяц могу накопить, например, на айфон, то местным на это надо три-четыре месяца скромной жизни. В итоге, если в центре Тбилиси чеки в кафе начинаются от 50 долларов, то на окраине кафе уже просто нет.
— Но вы говорили, что жить в Грузии дешево. Так дешево — это сколько?
— Вообще, раньше было бы гораздо дешевле. В последние три месяца очень подорожало жилье, это моя основная статья расходов. Не считая коммуналки, я плачу 350 долларов за квартиру. С коммуналкой — 400. Квартира расположена далековато от центра, но с хорошим ремонтом, двумя комнатами и кондиционером (без него тут не выжить в пики жары). А цены на продукты — примерно такие же, как в Екатеринбурге. На 200–300 долларов в месяц можно питаться очень неплохо. Только фрукты, овощи и орехи на порядок дешевле. Особенно — в сезон.
— Вы собираетесь остаться в Тбилиси?
— Нет, я тут ненадолго. Планирую еще попутешествовать. Возможно, Польша, возможно, страны Америки. Когда-то хотелось бы снова приехать в Россию. Наверное.
— Наверное?
— Зависит от правительства и от его решений. Если ничего не поменяется, не пройдут, например, люстрации судей, то смысла возвращаться нет. А веры в то, что изменения будут скоро, тоже нет. Так что, с кем из экспатов я бы ни говорил — почти все хотели бы вернуться, но при этом понимают, что в ближайшем будущем это нереально. Дом есть дом — но быстрее, возможно, уже получится ассимилироваться в другой стране.
Эмиграция — это не только про айтишников, хотя именно они сейчас улетают и в Турцию, и в Сербию, чтобы сохранить работу. Прочитайте, например, интервью с циркачкой из Качканара, которая переехала в США. Или с екатеринбурженкой, которая построила бизнес в Испании.