Второй год подряд уральская путешественница Ульяна Прусова проводит майские праздники на Кавказе. В прошлом году она взошла на Эльбрус (и потратила на это меньше 20 тысяч). А в этом отправилась в 100-километровое двухдневное пешее путешествие по горам и ущельям Кабардино-Балкарии. Почитайте ее эмоциональный рассказ, который опубликовали наши коллеги из MSK1.RU.
В этом году я не собиралась на Кавказ, ехала на поезде из Питера в Сочи, но когда друг позвонил со словами: «Я в Приэльбрусье, пригоняй, придумал маршрут через перевал на два дня и почти 100 км», я не смогла отказаться. Проматерилась, что построенные планы разрушены и у меня совершенно нет нужных вещей, но плюнула на всё это и вышла в Краснодаре. Оттуда на BlaBlaCar до Минеральных Вод и дальше автостопом до уже родного Терскола к подножью самой высокой вершины Европы. Ехала как домой.
Виды знакомые и по-прежнему невероятные. Люди будто тоже все родные. Первый мой водитель на стареньком Passat купил мне ящик местной клубники. Все остальные рассказывали про ущелья, в которых живут, и каждый хвалился своим: «Приезжайте, наше ущелье красивее, чем ваш Терскол, Безенги и куда вы там ещё ездите». Но мое сердечко в том году украли деревня Верхняя Балкария и ущелье по дороге к ней. Поэтому я слушала своих собеседников, а перед глазами были родные резкие скалистые обрывы: ручейки по ним с самого верха, дорога и ничего внизу под ней.
Кабардино-Балкарская Республика — это любовь!
Приехала, посидели с друзьями у костра, напились самого вкусного во вселенной напитка — айрана, наелись хычинов и эклеров с кремом и вареной сгущенкой, поплакали о том, что здоровое питание вновь нас покинуло. Обсудили маршрут, поняла, что 100 километров через перевал за два дня звучит совершенно нереально, что мы сумасшедшие. Но отказаться нереально. Такие нереальные идеи — вызов, адреналин, разрыв шаблонных мыслей.
Утром добрались до места старта — села Былым. Ехали автостопом. Нас высадили на начале маршрута на грунтовой дороге на окраине поселка. Из дома у дороги вышел мужчина:
— А чего вас тут высадили?
— Мы в Безенги идем отсюда.
— Пешком?!
— Ага
— Ненормальные! Зайдите хоть воды наберите у меня.
Зашли, попили воды, набрали в дорогу, нам провели экскурсию по участку.
В первый день план был дойти до деревни Безенги. Пешком по карте 54 километра, дважды серьезный набор высоты в 1500 метров. Дорога через перевал Актопрак. По плану где-то автостопить, потому что путь мы начали в 11 и вскоре поняли, что пешком точно не дойдем. Утром рассказывала друзьям, что хочу проехаться автостопом в пикапе. Друг застопил ЗИЛ с открытым кузовом. Мечты сбываются. Все в пыли трясемся где-то 5 км в кузове ЗИЛа и чувствуем себя совершенно счастливыми. Далее наши пути с этой зверь-машиной разошлись. Им направо, нам налево.
Идем вверх, потеем, поем песни, смеемся, живем. Но так как мы ленивые, то стопим уже через несколько километров следующую машину — белый Lexus. В машине два пожилых брата Геннадий и Василий. Геннадий живет в Москве и приехал на родину подышать горным воздухом и вспомнить места молодости. По Актопраку он когда-то катался на мотоцикле. Василий живет в Нальчике, тоже давно не бывал в этих местах. Едут медленно, ностальгируют. Мы же продолжаем петь и смеяться, веселим попутчиков.
Проехали вплоть до Чегемского ущелья. Братья ехали на водопады. Это 3 лишних километра в другую сторону от нашего маршрута, но мы решили, что это судьба, и уехали с ними посмотреть водопады. Не вдохновились и развернулись.
Машин в нужную нам сторону не было. Идем. Жара спала, нам прохладно и хорошо. Но вот подъехала Granta, и водитель спросил нас, куда мы собрались, предложил подкинуть до Эльтюбю, а дальше всё равно дороги для машин нет. Там остается 18 км и небольшой набор высоты.
Мы радостно запрыгнули, расспросили водителя: куда он едет, чем занимается. Он оказался очень интересным парнем. Бывал во многих уголках нашей необъятной, но всегда с удовольствием возвращался домой. Вот и сейчас едет к маме в деревню, затерянную в горах.
Поблагодарили и пошли от Эльтюбю к Безенги. Дорожка вверх, вокруг горы, лошади, стада барашков. Слушаем их блеяние и тишину гор. Легкий ветер напевал тонким голоском. Облака ласкали острые горные пики. Последние полгода я почти не занималась спортом и с непривычки подустала от подъема.
К вечеру ущелье занесло туманом, но мы были уже очень близко. Спускались, видя только друг друга. Странно идти много часов среди гор только нашей маленькой компанией, не наблюдать вокруг никого и ничего и вдруг внизу, у подножий высочайших гор, обнаружить деревню. Огоньки окон домов, дым из дымоходов, ароматы деревни.
Переночевали у Риты, которая иногда сдает альпинистам жилье. В деревне об этом знают и в первом же магазине, где мы спросили о ночлеге, нам рассказали о ней. Она научила Настю готовить национальные хычины, которыми нас и накормили. Настю думали там и оставить, так как ее уже начали сватать к сыну Риты, да и мы были не против остаться. Задушевные разговоры за столом, вкусный травяной чай, мой любимый айран, домашний творог. Чувство, будто ты дома. Нет осознания, что это почти незнакомые люди.
На следующий день маршрут был из Безенги в Верхнюю Балкарию. Один набор высоты в 2000 метров и спуск. Вся дорога должна была занять примерно 35 км. Обещали дождь. Мы, конечно, не были к нему готовы. У меня кроссовки в сетку, несколько штанов, куртка и кофта. У друзей подготовка чуть лучше, но ненамного. Дождь тем не менее не смущал. Обещали несильный, и мы решили, что «зато не жарко» и «неприятность эту мы переживем» (произносить исключительно на распев, как в песне).
Вышли раньше, чем в предыдущий день. В 9 уже были на нужной тропе. И впрямь не жарко, но идем в футболках — дорога вверх. Не знаю, через какое время довольно продолжительного подъема мы поднялись на плато. Там повис туман и густел с большой скоростью. Становилось прохладно. Карты есть, дорожка какая-то видна, направление знаем, а значит, идем. Все риски осознаем. Но! Начался снег.
Легкий такой снег, который скорее приятный, пушистый, нежный. Покрыл немного нас своей чистотой и белизной, создал настроение чего-то волшебного. Оделись еще теплее и продолжили путь. Легкий и приятный снег трансформировался местами в град. Белая пелена уже полностью застелила дорогу, да и вокруг ничего уже не видно. Идем.
Снега стало много. Где-то по щиколотку. Дальше уже по колено. И я совсем не заметила, как дорога совершенно пропала. Я шла за Никитой, который героически протаптывал дорогу сквозь сугробы по пояс. Иногда оборачивался и говорил: «Девочки, будьте осторожны, под сугробом ручей». Информация не очень полезная, так как мои ноги и ноги Насти в сетчатых кроссовках давно уже мокрые, но все-таки ледяной ручей добавлял новых ощущений. Бодрил!
Не знаю, сколько мы так прошли, но немного. Все-таки, хоть мы и сумасшедшие, но жить хотим. Поэтому в какой-то момент мы развернулись обратно. Мы прошли 2/3 пути, оставалось 11 километров. Но 11 километров в никуда и мокрыми — это слишком опасно. Если бы начался ветер, нам «крышка».
«Развернулись, развеселились от осознания, что мы сумасшедшие, но живые»
Пытались возвращаться по своим же следам, но их уже тоже занесло. Всё же успешно спустились, и нас накрыла волна эмоций. Всю дорогу мы вели себя сдержанно и были терпеливы. Но, поняв, что теперь в безопасности, дали волю эмоциям. Слезы просто потекли из моих глаз. Никита спасался смехом, Настя полным отстранением.
Решили искать машину в Безенги и ехать до Верхней Балкарии. Там мы уже были год назад, знали, где остановиться, знали условия. Зашли в деревню в сумерках. Из самого первого дома на окраине деревни выехала «Ока». Махала рукой водителю. Остановился, спросила, знает ли кого, кто может отвезти. Он начал кому-то звонить и параллельно опрашивать нас. Узнав, где и как мы побывали, предложил остаться, отогреться и утром отвезти. Отказались, но после его слов: «Зажжёте камин» — сдались.
Хозяин дома показал нам свои владения и уехал. Он тут сам не живет. Это кошира (потом узнали, что «кошира» — овечий хлев, загон). Иногда он остается тут с ночевкой, но редко. В доме две больших кровати. Рядом с домом пристрой. Там обещанный камин, огромный стол и лавки. Никита со скоростью света разжег камин, я в мокрых кроссовках сбегала в магазин за едой. Кроссовки сушились вечность.
Хозяин Иса оставил нам соленья и алкоголь. Сказал чувствовать себя как дома, что можно и нужно петь, и танцевать. А мы послушные и всё так и сделали. Как только мои кроссовки высохли, я пустилась в пляс. Полночи говорили о том, что теперь у нас есть общий день рождения на троих — 29 апреля, выбегали в холодную ночь смотреть на звезды. Они среди высоких Кавказских гор совершенно другие. Видели каждую маленькую точечку Млечного Пути. Воздух холодный и обжигал щеки, когда выходили из тепла, но заснеженные пятитысячники со стороны альплагеря Безенги и звезды над ними тянули настолько, что мы забывали о холоде и о том, что пережили днем.
До Верхней Балкарии мы добрались утром. Как и обещал, нас отвез хозяин коширы Иса. Еще он покатал нас на своем коне, познакомил с барашками и собакой.
Возвращаться после таких приключений и такого гостеприимства, добра и уюта в обычную жизнь, к чтению новостей, к работе, к рутине очень сложно. За два дня мы пережили год ощущений. Я вновь влюбилась в эти горы, в этих людей, в эти звезды.
Если бы мне сейчас сказали: «Погнали по перевалам от Былыма в Безенги и Верхнюю Балкарию, ты промочишь ноги, мысленно попрощаешься с жизнью, застрянешь в сугробах, стоя ногами в ледяном ручье, будешь кататься автостопом с незнакомыми кавказцами, объедаться жирной едой, упиваться айраном, не видеть ничего вокруг и всё равно куда-то идти?», я бы, ни на секунду не задумываясь, согласилась. Но постаралась бы приготовить более подходящее обмундирование для таких вылазок. Потому что жизнь совершенно удивительна, а еще она у нас одна, и прожить ее хочется круто.
В детстве я восхищалась людьми, которые ходят в горы, ездят на велосипеде невероятное количество километров, спят в палатках, смотрят разные страны, знакомятся с новыми людьми. Я бы тогда ни за что не поверила, если б мне сказали, что это всё будет со мной. А сейчас я знаю, что всё в моих руках. Мне всё также страшно, как тому ребенку, который смотрел с замиранием сердце на такие приключения других людей. Но теперь я знаю, что всё возможно и что если не попробовать, то никогда и не узнаешь, как там и что. На перевале глубокие сугробы — это проверили, двигаемся дальше.
А вы когда-нибудь бывали в горах Кавказа?
Недавно мы опубликовали откровения путешественницы, которая слетала в Крым и поняла, что больше не хочет этого повторять. Своими (очень разными!) мнениями о полуострове поделились и екатеринбуржцы.
Прочитайте также, куда уехать из Екатеринбурга, чтобы увидеть совершенно необыкновенную природу.