— Я своим родителям в Штутгарте ничего не рассказал, а то у мамы инфаркт сразу будет. Всегда работал по закону, никогда нигде не задерживали, а тут такая ситуация, еще и уголовное дело завели — просто катастрофа! — Дмитрий (имя изменено. — Прим. ред.) волнуется, рассказывая драматичную историю своего переезда в Россию из Германии.
Однажды на отдыхе он познакомился с женщиной из Екатеринбурга и влюбился. После отпуска чувства не остыли: они продолжали общаться и в конце концов решили пожениться. Договорились, что жить будут в России. Это решение далось непросто, ведь в Германии у Дмитрия остались родители-пенсионеры.
Переезд совпал с очередной волной миграционных настроений в нашей стране, которые активизировались после начала спецоперации на Украине. Казалось бы, в такое время государство должно с распростертыми объятиями принимать тех, кто хочет жить здесь, но в случае с Дмитрием вышло всё наоборот.
Новая жизнь на родине началась для него в 44 года со столкновения с безжалостной правоохранительной системой. Вместо того чтобы поздравить земляка с возвращением и помочь ему беспрепятственно сделать первые шаги на родной земле, власти с первых же дней оставили Дмитрия без накоплений, которые он честно заработал в Германии за много лет. Зато таможенная служба смогла отчитаться о поимке «контрабандиста».
8 апреля все свердловские СМИ получили релиз Уральского таможенного управления о задержании пассажира из Германии, который пытался якобы без декларации провезти с собой 28 тысяч евро наличными. По закону провозить с собой без письменного декларирования можно до 10 тысяч долларов США.
Так Дмитрий стал фигурантом уголовного дела по статье 200.1 УК РФ о контрабанде наличной валюты.
— Санкция статьи предусматривает конфискацию незаконно перемещаемой валюты и крупный штраф, — сказано в сообщении пресс-службы Уральского таможенного управления.
Дмитрий жил в Германии с 1997 года. Он переехал туда в 19 лет вместе с родителями, с ними же жил последние два года в Штутгарте, работал водителем контейнеровоза на заводе Mercedes. В прошлом году мужчина и его избранница приняли судьбоносное решение, и он стал готовиться к переезду.
— Я всё подготовил к отъезду заранее, билеты купил еще в январе. А потом началось: и [специальная военная операция] на Украине, и санкции пошли. Одно за другим. Я знал, что еду на ПМЖ, поэтому всё там [в Германии] продал, — рассказал Дмитрий.
25 марта он вылетел из Штутгарта в Стамбул, где несколько часов ждал стыковки с рейсом до Екатеринбурга. Дмитрий провел в воздухе в общей сложности семь часов и приземлился в Кольцово рано утром совершенно измотанным. Он не мог даже никому позвонить, чтобы посоветоваться, потому что немецкая сим-карта в России не работала.
— Я прошел паспортный контроль, получил багаж и направился в зону таможенного контроля. Там обратился к сотруднику таможни и спросил, как пройти контроль. Сказал ему, что у меня есть крупная сумма, которую я хотел бы задекларировать по закону, как и остальное имущество. Потом про меня написали: «Обнаружено», «изъято». Кто обнаружил и изъял, если я ничего не скрывал и не думал незаконно провозить средства?! — возмущается Дмитрий.
Он вышел на площадь перед аэропортом Кольцово только вечером, без денег, ответив на десятки вопросов сотрудников таможни и заполнив множество бумаг. А через несколько дней он прочитал о себе в новостях как о подозреваемом в контрабанде.
— Всё забрали в аэропорту до копейки — даже то, что положено, до сих пор не отдали. Я уже три недели живу без средств, что мне, идти под мост? Дознаватель грозится: «Ты у меня первый, я доведу твое дело до конца». А что я нарушил? Всю жизнь жил хорошо, теперь приехал на родину, и тут такая ерунда, — сокрушается Дмитрий.
Теперь у него впереди расследование и, вероятно, суд. Адвокат Дмитрия Светлана Правдина уверена, что в его действиях отсутствует состав преступления.
— Незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу при контрабанде может совершаться посредством действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров, — рассказала Правдина. — Дмитрий не скрывал денежных средств от таможенников. Субъективная сторона преступления, в котором его подозревают, характеризуется только прямым умыслом. В нашем случае этого умысла не было, что означает отсутствие состава преступления, предусмотренного статьей 200.1 УК РФ, — рассказала E1.RU Светлана Правдина.
Редакция E1.RU обратилась за комментарием в пресс-службу Уральского таможенного управления. Ранее его сотрудники отчитывались о задержании груза с необработанными полудрагоценными камнями на сумму более 30 тысяч рублей.
В июле 2021 года сотрудники таможни не выпускали новенький самолет «Уральских авиалиний», который не прошел всех положенных процедур при пересечении границы, а в 2019 году гражданка Таджикистана попыталась пронести через «зеленый коридор» большую партию устаревших мобильных телефонов.