Пара из Екатеринбурга застряла в Турции без денег на обратную дорогу. Илья Кондратьев и Ева Никола несколько месяцев живут в Стамбуле. Они потеряли средства после того, как экстренно обналичили счета на волне сообщений о закрытии расчетов по картам Visa и Mastercard.
— 7 марта мы, как и все, пошли снимать остатки денег с карты, потому что это единственный способ сохранить свои средства. Уже в этот день мы не могли рассчитаться нашими картами в кафе, магазине. Мы с трудом нашли банкомат, который выдал нам [турецкие] лиры. У нас были карты нескольких банков, с которых мы снимали средства, — рассказала Ева.
Основная сумма лежала на карте «Райффайзенбанка». Екатеринбуржцы сняли всю сумму в лирах.
— Всё было как обычно, мы так делали несколько месяцев подряд. Я получила СМС о списании и остатке средств на балансе. 9 марта мне должны были перевести деньги на эту карту, на них я собиралась купить билеты домой. Средства пришли, а к вечеру я обнаружила, что со счета просто исчезли почти 32 тысячи рублей! Это был весь остаток с карты, — объясняет девушка.
В службе поддержки банка ей объяснили, что сняли деньги, так как курс изменился.
— Седьмого я сняла лиры, а девятого они пересчитали курс, по которому мне выдали деньги седьмого, и забрали разницу. Спустя два дня с меня просто списали дополнительно 32 тысячи рублей, без предупреждения и объяснения! — возмущается Ева. — Но одновременно мы снимали с карты «Кредит Европа банка» в том же банкомате, и там операция прошла как всегда. «Райффайзенбанк» раньше тоже не делал никаких перерасчетов.
Мы попросили представителей банка объяснить, почему сняли деньги с карты путешественников. Там рассказали, что те оказались заложниками скачка валютных курсов и особенностей конвертации рублей в доллары, а долларов — в лиры.
— На первом этапе сумма операции резервируется по курсу на момент снятия средств и становится недоступной для использования; на втором этапе банк получает от платежной системы распоряжение на списание этой суммы, — рассказали в пресс-службе «Райффайзенбанка».
Между первым и вторым этапом проходит несколько дней — так работают расчеты по картам всех платежных систем. И здесь таится ловушка системы, в которую и попали екатеринбуржцы. За два дня из-за спецоперации на Украине и экономических санкций курс валют резко изменился.
— Поскольку курсы на дату операции и дату списания могут отличаться, то со счета может быть списана как большая, так и меньшая сумма по сравнению с зарезервированной. Второй этап, списание со счета, происходит автоматически после получения распоряжения из платежной системы. Банки не меняют дату списания со счета в зависимости от курса, — объяснили в «Райффайзенбанке».
Илья и Ева оказались в затруднительной ситуации. Сейчас они думают, где взять деньги на возвращение домой.
— Нашего запаса денег должно хватить на месяц, а вот на билеты домой у нас уже сейчас не хватает. Мы планировали их покупать онлайн на российских сервисах, по карте, в том числе на остававшиеся там деньги, которые забрал банк, — рассказал Илья Кондратьев.
Представитель Союза туриндустрии рассказал E1.RU, что организация не получала подобных жалоб от путешественников после начала кризиса и блокировок.
— Это нетипичная ошибка путешественников. Пострадавшим надо обращаться в Центральный банк, чтобы они разобрались, или выяснять отношения непосредственно с банком. Жалоб от туристов на подобные инциденты мы не получали, — рассказал E1.RU вице-президент Союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
Ранее стало известно, что два крупных российских банка перестали выдавать карты UnionPay. Мы рассказывали о паре туристов из Екатеринбурга, которые не могут вылететь из Турции уже несколько дней. Они живут в шикарном отеле, но очень хотят домой.
Напомним, что Центробанк РФ запустил горячую линию для тех, кто боится потерять деньги при расчете блокированными картами.