Екатеринбурженка Альфия с мужем прилетела отдыхать в Доминиканскую Республику 23 февраля, за день до начала военной спецоперации России на Украине. Полет занял 13 часов.
Обратно вместе с еще тремя сотнями екатеринбуржцев они летели почти 20 часов. Рейс Azur Air, по словам туристов, переносили 8 раз. Но всё равно вывезти всех авиакомпания не смогла.
— Мы должны были вернуться обратно 7 марта, 6-го начались переносы. С отеля нас выселили, мы сидели чуть ли не на улице, ждали автобус трансферный, — рассказывает Альфия. — Спали там же. Президент Доминиканы заявлял, что [застрявшим в стране] россиянам не нужно будет ничего доплачивать: ничего подобного, нам предложили продлить за 35 долларов.
«Летели в итоге 20 часов. Нам восемь раз переносили рейс. Два турагента Anex Tour, которые нас курировали, уволились и улетели в Россию»
Только в отеле, где остановились Альфия с мужем, было 28 екатеринбуржцев, которые 7 марта должны были вернуться домой. В итоге на борт попали не все.
— Нас на борту из Екатеринбурга было около 500 человек. А обратно — самолетом на 300 мест. Когда вылетят остальные — непонятно. Из тех, кто приехал в аэропорт, кого-то просто не было в списках на посадку, — объясняет екатеринбурженка.
Рейс ZF944 Azur Air приземлился сегодня в Кольцово в восемь утра. Вместо аэропорта города Ла Романа борт вылетел из Пунта-Каны. Из-за закрытия воздушного пространства для российских самолетов остановку на дозаправку пришлось сделать в марроканском Агадире.
— Мы садились в Марокко. Как нам объяснили стюардессы, это единственный аэропорт на пути, где самолеты российских авиакомпаний могут сесть на заправку, — рассказывает Альфия. — Сменились пилоты и бортпроводники. Два с половиной часа просидели там и дальше полетели.
По словам девушки, хуже всего было тем, кто путешествовал с детьми. Сначала им нужно было пережить многочасовое ожидание трансфера в аэропорт. Затем дождаться, пока переносы рейса прекратятся и самолет вылетит. А дальше — 20 часов провести в кабине лайнера.
— Нам меняли и время вылета, и аэропорт. Это ужас. Ладно, мы взрослые, но с детьми просто кошмар. Кормили на борту дважды, хоть и порции маленькие, — рассказывает Альфия.
При этом вернуться в Россию смогли не все. Самолет в Москву, который должен был вылететь параллельно с бортом в Кольцово, перенесли вновь.
— То, что переживают российские туристы в Доминикане... Рассказы о Египте — это еще цветочки. Тут люди сидят на чемоданах и просто не знают, улетят ли. Москвичи должны были вылететь параллельным рейсом в Москву. У них просто отменили рейс. Екатеринбургу просто повезло, и то не всем.
По мнению авиаэкспертов, причина, по которой быстро вывезти россиян, оставшихся за границей, не получается, — вероятность потерять самолет.
Владимир Тасун, президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, отмечает, что на рынке авиации в вопросах эксплуатации самолетов основным игроком является лизингодатель, то есть владелец. Из-за санкций Европейские лизинговые компании (лессоры. — Прим. ред.) должны до конца марта забрать у российских авиакомпаний сотни самолетов.
По данным авиационной консалтинговой компании IBA, ирландские лессоры могут потребовать у российских авиакомпаний возврата 240 самолетов. 152 из них арендуются перевозчиками у компании AerCap, в том числе 96 бортов «Аэрофлота» и18 самолетов «Победы». Самолеты этой компании также арендуются перевозчиками Azur Air, «Уральскими авиалиниями», Nordwind, RedWings, «Россией», Royal Flight, S7 и другими.
Росавиация рекомендовала с 6 марта отменить рейсы за рубеж для российских авиакомпаний, а с 8 числа — из-за рубежа. Список авиакомпаний, которые перестают летать из России за границу, обновляется.
Мы поговорили с экспертами о том, как санкции изменят работу авиакомпаний.