Глава комитета солдатских матерей Свердловской области Марина Лебедева рассказала о многочисленных звонках и обращениях от мам призывников. Родители переживают, что их сыновей, которые недавно были призваны на срочную службу, отправляют на Украину участвовать в военной спецоперации.
— Очень много звонков на эту тему. И анонимных сигналов, и официальных обращений. По закону мы можем работать только с официальными обращениями, — говорит Марина Лебедева. — Мамы звонят: почему их сыновей отправили на Украину. Жалуются, рассказывают, что ребят совсем недавно призвали на срочную службу и сейчас отправляют в зону военных действий. Но вот когда начинаем разбираться в каком-либо конкретном случае, выясняется, что призывник подписал контракт. Многие родители уверены, что контракт можно подписать через год службы, до этого можно быть только призывником. Это не так. Призывник, имеющий средне-техническое образование, то есть окончивший колледж, может подписать контракт уже через месяц службы. Очень часто ребята еще за несколько месяцев до последних событий подписали контракт (ведь при этом они начинают получать зарплату контрактника), а родителям об этом ничего не сообщили. То есть срочников ни на какие военные действия не отправляют, только контрактников.
По закону контрактников могут отправить в зону военных действий. А что со срочниками?
— Еще в 2004 году был принят закон, что срочник также может быть отправлен в горячую точку при вооруженном конфликте. Точнее, имеет право участвовать в военных действиях исключительно на добровольных началах, — поясняет Марина Лебедева.
Уточним, что в 2013 году президент подписал указ, дающий разрешение отправлять срочников на военные действия после четырех месяцев подготовки. Но на деле это происходит все-таки через заключение контракта.
— Если у родителей есть какие-либо сомнения в законности заключения контракта, они могут обратиться в военную прокуратуру по месту прохождения службы: «Прошу проверить законность заключения».
— Запасных сыновей у нас нет, это я всегда говорю. Равнодушным в этой ситуации быть нельзя, думать: пусть будет как будет. Но командиры сейчас вряд ли смогут что-либо ответить родным, у них сейчас другие задачи. А военная прокуратура обязана ответить на обращение, — говорит Марина Лебедева. — Конечно, сердце матери разрывается, когда она понимает, что сын не просто в армии, а там, где идут военные действия, где можно потерять ребенка, как бы ни берегли наши офицеры солдат. Пока я таких случаев (потерь) у нас в регионе не знаю. Дай бог, чтобы этого никогда и не было.
«Сейчас нам часто приходится работать психологами: успокаивать, не наводить панику»
Говорим, что есть воинский долг, есть Конституция. Но всё должно быть только законно и со стороны государства, и со стороны призывников, которые могли скрыть от мам ранее подписанный контракт. Повторю, не надо впадать в панику. Столько сейчас непроверенной информации. Мне лично присылают сообщения-фейки, что сейчас, во время военных сборов, сына и мужа заберут, отправят на войну, и подобную ерунду. Присылают обращения: не ходить в военкоматы, рвать военные билеты. Нельзя на такое реагировать. Если начнется самовольное оставление частей, ничего хорошего не получится. Всё должно быть по закону, незаконно призвали — возвращайте, незаконно отправили — возвращайте. Командованию хочется сказать: верните мальчиков живыми и здоровыми. Я это говорила всегда, и без боевых действий, в мирное время ребята тоже гибнут: и суициды, и несчастные случаи.
Кстати, кроме вала звонков от встревоженных родителей Марина Лебедева рассказала и о других обращениях в связи с событиями на Украине.
— Также много других звонков от гражданского населения, от мужчин, которые уже отслужили в армии, говорят, что хотят поехать на Украину, поддержать наше Минобороны. Как-то особенно способствовать этому я бы не хотела. Расспрашиваю их, они рассказывают, что у них семья, дети, ипотека…Говорю: зачем рвешься, куда идешь, на что ты можешь обречь семью, если с тобой что-то случится? Разговаривала с нашим военным комиссаром по этому поводу, он четко сказал: справятся без гражданского населения.
Добавим, что официальный представитель Минобороны РФ в ходе сегодняшнего брифинга заявил: в специальной военной операции на Украине участвуют только офицеры и контрактники.
В нашей онлайн-трансляции мы рассказываем о последних событиях на Украине и обо всем, что с ней связано.