Накануне Генеральная прокуратура признала Facebook, который входит в компанию Meta вместе с Instagram и WhatsApp, причастным к нарушению основополагающих прав и свобод человека, а также прав и свобод граждан России. В Роскомнадзоре заявили, что начали частично ограничивать доступ к Facebook.
Россияне проводят в соцсетях два с половиной часа в день, десятую часть своего дня. К ним приковано всё внимание. Особенно сейчас — во время военной спецоперации на Украине. Мы спросили у экспертов «АКАР Урал», стоит ли ожидать блокировок и других иностранных соцсетей. И куда, если это произойдет, уйдут пользователи.
Екатерина Орлова, директор digital-агентства DeltaClick (Deltaplan Group):
— Пока непонятно, как сильно заявленные частичные ограничения РКН затруднят работу Facebook и коснется ли это других ресурсов Meta, — объясняет Екатерина Орлова. — Если всё же работа большинства ресурсов будет заблокирована и опустится железный диджитал-занавес, логично предположить, что произойдет перераспределение интернет-аудитории по оставшимся в свободном доступе отечественным или независимым интернет-ресурсам.
«Опыт блокировки LinkedIn показал, что пользоваться обходными путями (VPN или Tor) будет незначительный процент населения»
Сейчас доля пользователей LinkedIn от общего числа интернет-пользователей в России составляет 5%. Для сравнения — доля пользователей соцсетей от общего числа интернет-пользователей — 82%. Доля пользователей Facebook — 30%, Instagram — 64%, WhatsApp — 81%. Возможно, число установок VPN вырастет, но всё же прежний объем аудитории при жестких блокировках эти ресурсы не наберут.
В среднем мы в день проводим в интернете 7 часов 50 минут, из них 2 часа 27 минут — в соцсетях. Даже если заблокировать популярные ресурсы, человек не изменит резко паттерны медиаповедения и не станет по щелчку критично меньше пользоваться соцсетями. Диджитал точно так же, а возможно, даже больше будет востребован как инструмент поиска информации и развлечений. Однако спрос перераспределится на российские соцсети, а также на новостные, развлекательные сайты и мессенджеры. Так что гипотетически можно предположить рост аудитории российских онлайн-кинотеатров и стриминговых музыкальных сервисов.
«Мы будем проводить в Сети всё те же 8 часов в день»
Сейчас десятка самых посещаемых ресурсов/сайтов в рунете, по данным MediaScope, выглядит так:
«Яндекс».
Google.
YouTube.
WhatsApp.
«ВКонтакте».
Сбербанк.
Mail.ru.
Instagram.
Telegram.
«Госуслуги».
Без потенциально исчезающих сайтов она может выглядеть так:
«Яндекс».
«ВКонтакте».
Сбербанк.
Mail.ru.
«Одноклассники».
Telegram.
«Госуслуги».
AliExpress.
TikTok.
Avito.
Кстати, многие инфлюенсеры, блогеры сейчас заводят телеграм-каналы или активно напоминают о них как об альтернативе Facebook и Instagram. Интернет — очень гибкая среда, глобальный опыт показывает, что он может адаптироваться даже под самую агрессивную среду. Диджитал-коммуникации, охваты, бренды в интернете не исчезнут, но российский диджитал-ландшафт может измениться критично.
Михаил Пономаренко, директор по развитию контент-бюро «Ишь, Миш!», аспирант РАНХиГС:
— С 1 января в России для зарубежных интернет-компаний с суточной аудиторией более 500 000 пользователей действует закон о «приземлении». Если кратко: компании должны открыть представительства в России, взаимодействовать с Роскомнадзором и ограничивать доступ к запрещенной информации.
Представительства открыли Apple и Spotify, а соцсети Likee, Twitter и TikTok в январе зарегистрировали личный кабинет на сайте Роскомнадзора.
«Американская Meta, куда входят Facebook, Instagram и WhatsApp, начала выполнять требования закона и зарегистрировались на сайте РКН 22 февраля»
Вероятны трудности, связанные с блокировкой страниц: Meta усилила контроль за распространением фейк-ньюс, спорного или неоднозначного контента после блокировки аккаунта Трампа, и может возникнуть спорная ситуация, какой контент считать фейковым и кто будет делать фактчекинг. Думаю, придется искать компромисс.
24 февраля Facebook ограничил в работе несколько российских государственных СМИ из-за «распространения фейковой информации». За это Роскомнадзор может пригрозить замедлением работы соцсетей. Но блокировка — крайняя мера.
Если соцсети и сервисы откроют представительства в России, здесь же они будут платить налоги. А перспективы развития и расширения соцсетей в России большие.
По данным We Are Social, 72,7% граждан России используют соцсети — это 106 миллионов человек. На западные платформы приходится больше всего времени посещения. Так, только в YouTube россиянин в среднем проводит 27 часов в месяц. В TikTok — 26,3 часа. Аудитория Instagram и TikTok в России быстро растет.
«Если соцсети будут исполнять закон о "приземлении", вряд ли у них будут проблемы. Но к американским соцсетям у РКН внимание всегда будет повышенным»
Егор Дегтярев, диджитал-стратег Be Brand People:
Соцсети, к великому сожалению, стали благодатным полем для негатива, пропаганды и дезинформации. Отключение в России таких рекламных инструментов, как Facebook, Instagram, Google приведет к потерям аудиторий и рекламных бюджетов со стороны площадок.
Инфовакуум, который возникнет в случае отключения, безусловно, будет воспринят общественностью враждебно, но вспомним кейс с LinkedIn. Его отключение вызвало лишь временный дискомфорт.
А спрос, как мы помним, рождает предложение, а значит бюджеты и аудитория уйдет на площадки, которые будут доступны.
Андрей Жеребцов, руководитель Inkapri Digital:
Meta — американская компания. Они подчинятся властям, если их обяжут. Россия — небольшой рынок рекламы, но значительный для западных компаний. Они будут лоббировать эти вопросы в конгрессе, в свою сторону — не один же президент принимает эти решения, всё согласовывается.
С нашей стороны вопросов много! Роскомнадзор частично ограничил доступ к Facebook. Затронет ли это Instagram, будут ли работать рекламные инструменты, что значит частично, какие следующие шаги правительства ожидать и т. д., непонятно.
Если перестанет работать и Instagram, остается реклама в Vk.com, Mytarget и «Яндексе». И рекламодатели очень оперативно перекинут свои рекламные бюджеты на отечественные площадки. Не останется вариантов. Рынок таргетированной и контекстной рекламы не встанет.
Но есть еще TikTok, который не продался американцам и вполне заменит Instagram. С YouTube сложнее, конечно, качественной альтернативы у нас нет.
Ранее мы объясняли, что стало причиной частичной блокировки Facebook.