К эскалации военного конфликта между Украиной и Россией, кажется, не осталось равнодушных. И простые граждане многих стран, и российские звезды высказывают в соцсетях свое мнение о происходящем.
Екатеринбурженка Анна Голубницкая в своей колонке также эмоционально рассказала, как на новость о спецоперации на Украине отреагировали русскоговорящие, живущие в Турции. О том, что простые люди не хотят никаких военных действий или санкций, а стремятся жить в мире — от первого лица.
«Мама, это смерть пришла?»
Сегодня я, вопреки обыкновению, проснулась очень рано — от того, что в соседней комнате подруга сперва встревоженно говорила по телефону, а потом плакала. Стучусь, интересуюсь, что случилось, а она мне резкое: «Новости почитай!» Во всех лентах, во всех чатиках одно и то же — взрывы и военное положение на территории Украины.
Мы говорим меж собой на одном языке — русском. Светка родилась в Магадане, жила в Армении и потом уехала на родину в Константиновку. Мой дед родом из Артемовска и потом обосновался под Челябинском, мама — с Вятки. Мы встретились и познакомились в Турции, и здесь никто не делится на «свой-чужой», все мы как одна диаспора — русскоговорящая, из бывших республик СССР.
Судорожно набираю живущей в Харькове подруге: «Лен, как ты, что там?» Ее сообщение режет сердце: «В нашу область есть вторжение, нам из приграничного села звонили. <…> Я запасла воду, продукты, в погребе убрала». Вырывается сказать: «Бери дочку и приезжай ко мне», но узнаю, что самолеты уже не летают, да и на всех выездах из города блокпосты. Утром подругу разбудила ее маленькая дочка Алиса: «Мама, вставай, там фейерверки пускают». Подруга говорит, что посмотрела в окно — а там бомбежка. Мигом взяла дочку в охапку и с мужем побежали в погреб — «баночки считать», так она объяснила ребенку происходящее.
Звоню подружке в Анталье, у нее мама и брат в Киеве, и даже там неспокойно — что-то смутно говорят про бомбардировку и закрытый аэропорт. Ленка (да, еще одна моя подруга с таким же именем) в шоке, слезах и близко к панике — готовы купить билет за любые деньги, лишь бы мама смогла эвакуироваться. Рядом с ее домом — завод и аэродром, повсюду военные с оружием и танки. А бомбоубежища нет!
Пока на кухне греется чайник, Светка делится: четырехлетний сын ее подруги при звуке взрывов спрашивает: «Мама, это смерть пришла?» Как обухом по голове. Стою растерянная и лишь хватаю ртом воздух. Шок.
Меж тем общегородской чат наших русскоговорящих девочек разрывается от сообщений и эмоций.
Мы не задержанные — мы поддержанные
Ближе к обеду наш переводчик Ирина (у нее свое бюро) предложила встретиться и организовать свою собственную антивоенную акцию. Мы объединились, и нас поддержали коллеги из турецких СМИ. Журналист Хакан Сюер выложил сторис в своем Instagram, чуть позже в местных онлайн-изданиях появились статьи, в том числе в общенациональных.
Турецкие коллеги спросили согласие на прямой эфир для телеканала в Стамбуле — согласилась. Не могу молчать: у меня слишком активная гражданская и человеческая позиция.
И в то время как из России приходят новости от том, что Росгвардия разгоняет митинги, мы здесь, в Турции, устроили антивоенную акцию сами. Возле генконсульства России в Стамбуле — усиленная охрана, скандирование лозунгов и наблюдающие за всем полицейские. Они спокойно смотрят на нас со стороны и ни во что не вмешиваются, пока демонстранты ведут себя мирно, и готовы разогнать протестующих при первых проявлениях какой бы то ни было заварушки. Люди пришли с турецкими и российскими флагами, и все хотят лишь одного — мира!
Вместе с девочками смотрим видео, которые удается прислать через WhatsApp или Telegram живущим по ту сторону моря, на Украине. К счастью, интернет работает практически без перебоев и связь есть. Таня делает видеозвонок маме — женщина рассказывает про очереди в продуктовые магазины, на заправки и в банкоматы, и у нее паника: что будет дальше. Другая Таня, из Запорожья, приезжает чуть позже и не может сдержать слёз — на родине остались близкие, и женщина не находит себе места из-за тревоги.
«Ужас, тревога, паника и поддержка — вот что нас объединяет сейчас»
Делаем фото и перемешиваем флаги символично: Украина — Россия — Украина. Мы вместе. Мы не делились на «белое и черное» в 2014 году, не собираемся устраивать срач и сейчас.
Мы — братские народы, и никто из нас, простых людей, не хочет войны. У нас много общего — традиции, вера, еда и даже схожие языки. Кстати, даже слово «мама» на русском и украинском звучит идентично! А я лично не знаю, к какой стороне примкнуть — во мне 50% русской и 50% украинской крови! Я пишу на русском, а при этом пою «Нiч яка мiсячна» и «Цвiтэ терен», и меня этот вооруженный конфликт, мягко говоря, пугает. И если случится полномасштабная война, то я займу позицию мирных жителей с той и с другой стороны, которые могут стать невинными жертвами очередной геополитической мясорубки. Но хочется всё же верить, что до этого не дойдет.
Я писала эту колонку со слезами на глазах и диким комком в горле. Потому что невозможно в полной мере выразить в словах этот ужас.
Согласны с автором?
Накануне в центре Екатеринбурга также прошел антивоенный митинг против боевых действий в Донбассе. Полиция задержала десятки человек — в основном тех, кто пришел с плакатами.
Всю информацию о вооруженном конфликте на Украине мы собираем в специальном разделе.