Пока Свердловская область переживает очередную и самую массовую волну заболеваемости ковидом, в некоторых странах, напротив, постепенно снимают ограничения. Корреспондент E1.RU Анастасия Ровнушкина с прошлой осени живет в Лондоне, куда омикрон пришел раньше, чем на Урал.
В новой колонке Настя рассказывает о том, как британцы пережили эту волну и какая теперь в стране обстановка с коронавирусом.
Великобритания пережила несколько этапов довольно жесткого локдауна. Но вторая половина 2021-го прошла спокойно.
Когда мы прилетели в середине октября, было ощущение, что здесь все давно расслабились. В масках ходило, по ощущениям, около половины населения, преимущественно в транспорте и магазинах. Хотя везде в помещениях висят анонсы о необходимости пользоваться масками, расставлены флаконы с санитайзерами, многие на эти просьбы забили. В метро тоже постоянно напоминают об этом по громкой связи, а в музеях просят надеть маску при входе.
Всем приезжающим и непривитым европейскими вакцинами россиянам нужно было отсидеть карантин и сдать за свой счет два теста — на второй и восьмой день после приезда. Это не считая того, что пришлось сделать перед вылетом. Пару раз нам звонили и напоминали, что мы должны самоизолироваться и не высовываться. Но с проверкой никто не приходил, то есть, по сути, всё было на нашей совести.
Всю осень люди спокойно гуляли, где хотели, проводились массовые мероприятия, но некоторые ограничения всё-таки действовали. Например, в музеях билеты нужно было предварительно бронировать на сайте и на входе предъявлять пребукинг. Таким образом контролируют количество посетителей.
После того как мы приехали и получили местную регистрацию, то встали на учет в NHS (Национальная служба здравоохранения Великобритании. — Прим. ред.) и записались на вакцинацию. И уже через неделю мы пришли в ближайший прививочный пункт и получили первую дозу Pfizer. Можно было бы, конечно, подождать: «Спутник» я получила зимой, а переболела ковидом летом, так что в ноябре уровень антител еще, вероятно, был высоким, но кто знает, подумала я, как изменится ситуация, вдруг понадобится ковид-пасс (аналог наших QR-кодов. — Прим. ред.), а его дают только после второй вакцины.
Никаких очередей на вакцинацию не было. Люди приходят по записи, доктор спрашивает твои данные, узнает, как самочувствие, и всё — просим на процедуру. Вторую вакцину поставили в начале января, и тоже всё прошло спокойно.
Тучи стали сгущаться в конце ноября, когда вовсю раскручивалась рождественская движуха. Возник омикрон, и атмосфера вновь стала тревожной. Отменяли футбольные матчи и некоторые крупные концерты, не было салюта на Новый год. В школах говорили: не исключено, что дети после рождественских каникул будут учиться онлайн. В некоторых офисах сотрудников также отправили на удаленку (с которой, собственно, многие и вышли только осенью).
За школьников переживали больше всего, как и везде: в британских школах дети учатся с пяти лет. Представьте, что такое онлайн для пятилетних детей. Понятно, что с таким режимом и родителям работать очень сложно.
Сорвались планы и на рождественские каникулы, многие европейские страны закрыли границы на клюшку как раз накануне праздника. Так что и в Британии пошел в гору местный туризм, вместо горнолыжки в Альпах пришлось довольствоваться Шотландией, где уровень катания, по словам бывалых, даже близко не сравним ни со Швейцарией, ни с Францией. Наши соотечественники переживали, что не удастся провести каникулы в России, где многие не были с начала первого локдауна, — не выпустят или не впустят. Впрочем, обошлось.
Многие рождественские мероприятия требовали результатов быстрых тестов на входе — их можно брать совершенно бесплатно в аптеках. А на одном концерте я как-то сдавала тест прямо там, на входе. Результат за две минуты, у вас всё хорошо, следующий!
Это, конечно, здорово выручает: берешь пачку бесплатных тестов в аптеке (говорят, они скоро станут платными) и в любой непонятной ситуации, когда чувствуешь себя как-то подозрительно, просто делаешь экспресс-анализ, чтобы быть уверенным, что не заразишь других.
А на другой чаше весов — здешняя медицина, которую все воспринимают как фантом. В лучшем случае вы добиваетесь от нее документов, подтверждающих факт болезни, и бесплатный совет выпить парацетамол. Одна моя лондонская знакомая две недели лежала с температурой под 40 и рвотой, а когда муж всеми правдами и неправдами дозвонился до врачебной практики, то там уточнили, правильно ли они поняли, что жена в настоящий момент дышит и сама попросила позвонить, то есть не утратила способность разговаривать? Получив положительный ответ, они еще раз посоветовали парацетамол и много пить.
Перед Новым годом опасались нового локдауна, и накануне праздников было чувство, что люди отправились на шопинг и развлечения как в последний раз: народу было очень много, в пабах и ресторанах всё плотненько и весело.
При этом каждый день представители местного Минздрава говорили, что всё плохо, люди ждали жестких решений, но их сначала отложили до Рождества, потом до Нового года, а потом, видимо, «давайте после праздников». Относятся жители страны к этому очень по-разному, как и у нас: есть те, кто уверен, что маски делу не помогут, и не носят их принципиально. Есть даже специальные значки, изображающие перечеркнутую маску, с надписью примерно такой: «В гробу я видел ваши маски».
Другие, напротив, называли правительство слишком мягкотелым и якобы уступающим уставшему от ограничений большинству — лишь бы замять ту злосчастную вечеринку на Даунинг-стрит.
Тем не менее 5 января дети вернулись в школы, и ничего ужасного так и не случилось. Заболеваемость оставалась высокой примерно до середины января, к февралю пошла на спад, и сейчас заболевших значительно меньше, чем было месяц назад.
Теперь ношение масок считается обязательным только в транспорте, в магазинах большинство по-прежнему в масках, но в целом ситуация стала намного спокойнее.
Осталось решить вопрос со «Спутником» — россиянам, которые привиты отечественной вакциной, по-прежнему необходимо сидеть десять дней на самоизоляции, что фактически делает невозможными поездки в Британию для большинства российских туристов. При этом медицинская система начала наши вакцины признавать: теперь уже достаточно получить только бустерную дозу европейского препарата, если ты ранее был привит «Спутником».
А вы болели омикроном?
Ранее Анастасия рассказывала о том, как был организован переезд из Екатеринбурга в Лондон и сколько стоит снять домик без плесени в британской столице.
Все части онлайн-дневника «Уехала жить в Лондон» вы найдете по этой ссылке.