Страна и мир мнение «Другого пути у нас нет». Как улучшить имидж Свердловской области, не вкладывая в это миллиарды

«Другого пути у нас нет». Как улучшить имидж Свердловской области, не вкладывая в это миллиарды

Ученый Максим Фомин — о том, почему важно заниматься территориальным брендингом

Один из вариантов позиционирования Среднего Урала — через его промышленность

Что нужно делать российским властям, чтобы нравиться миру и своим гражданам, и можно ли это сделать, не тратя миллиарды рублей? На этот вопрос в своей колонке отвечает ведущий научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Максим Фомин.

17 января Свердловская область отмечала свое 88-летие. Губернатор Евгений Куйвашев предложил найти уральскую идентичность. На своей странице в Instagram он рассказал, что 1 февраля в регионе стартует конкурс: что именно считать достоянием Среднего Урала.

— Много слов сказано о том, что Свердловская область — уникальная территория трудолюбивых и талантливых людей. Регион-локомотив и регион-первопроходец. С особым характером. В слове «свердловчанин» для каждого из нас — свой смысл. И всё же для всех нас в нем есть что-то единое, — написал губернатор. — Я уже рассказывал раньше о том, что мы запустим в этом году конкурс «Достояние Среднего Урала». Думаю, что он и поможет нам сформулировать, какая она — уральская идентичность. Кем мы сами себя считаем? Как выковывается уральский характер? Что для нас символы Свердловской области?

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Инициатива очень интересная с точки зрения формирования имиджа региона и его конкурентоспособности. Это важно в том числе и для формирования национального бренда. Ведь Россия хочет выглядеть государством, привлекательным для инвесторов, туристов и специалистов самого разного профиля, поэтому регулярно проводит крупные спортивные мероприятия, отраслевые форумы и культурные фестивали.

В 2022 году понятию «национальный брендинг» будет 20 лет. Его автор Саймон Анхольт — признанный ученый и один из ведущих в мире специалистов-практиков по вопросам национального бренд-имиджа государств и территориальной идентичности. Выпускник Оксфорда и профессор бизнес-школ в Лондоне и Стокгольме, он сумел построить не только продуктивную теорию (Nation Branding, 2002), но и успешный, основанный на серьезных исследованиях консалтинговый бизнес. Его услугами уже воспользовались десятки правительств в мире, включая Китай и Саудовскую Аравию.

На продвижение и востребованность теории влияют созданные Анхольтом два информационных инструмента. Первый — это индекс «хороших стран» (Good Country Index). Его показатели — здравоохранение и благополучие, наука и технологии, культура и безопасность, процветание и равенство — оценивают уровень собственной успешности и содействия развитию планеты в 125 странах.

Второй инструмент — индекс «национальных брендов» (Anholt-GfK Nation Brands Index), оценивает глобальную репутацию в ведущих странах мира. Он основывается на восприятии государств и народов в шести сферах: качество госуправления, инвестиционная открытость, рост экспорта, гостеприимность народа, уникальная культура и развитый туризм. Оценка проводится с помощью интервью совершеннолетней аудитории.

За время существования теория Анхольта претерпела значительные изменения. Так, после нескольких лет исследований ученый пришел к выводу, что нет явных связей между динамикой стоимости национальных брендов и затрат на целевые кампании и мероприятия. Это говорит о том, что в вопросе поиска территориальной идентичности не всё упирается в деньги.

«Намного важнее — продуманность, качество символов и их смысловая нагрузка»

Вообще история маркетинга территорий насчитывает несколько десятилетий. Существуют различные подходы: революционные и органичные модернизации, стратегии «акцента конкурентных преимуществ» и «традиционной специализации», «догоняющего» и «постиндустриального» развития. Успешные мировые примеры — Сингапур, Гонконг, Берлин и другие — хорошо известны. Как известны и истории опосредованного влияния «правильных» промышленных брендов на территорию присутствия. Например, Штутгарт и «Мерседес», БМВ и Бавария, Сиэтл и «Боинг» и т. д.

В результате Саймон Анхольт разработал новый метод маркетинга, отличающийся от стратегий специализации или концентрации на конкурентном преимуществе. В 2007 году он начал использовать понятие «конкурентной идентичности» (competitive identity), более широкое, чем «национальный брендинг». Ключевая цель — улучшение имиджа страны в мире, повышение ее конкурентоспособности и стимулирование государством инноваций во всех сферах жизнедеятельности.

Причем базис улучшения имиджа может быть сделан на чем-то неприметном для самих граждан страны. Например, Южная Корея сфокусировалась на своем образе жизни, ставшем модным и популярным, и подкрепляет это успехами в развитии — мировым лидерством в судостроении и электронике.

Но такие примеры есть не только за рубежом. В случае Урала и Свердловской области в их ДНК вплелись истории как горнозаводской цивилизации Демидовых в царское время, так и успехи советских промышленных гигантов и деятельность предприятий Ростеха и металлургических холдингов в наши дни. Соответственно, основой национального бренда России в настоящий момент может стать повышение уровня конкурентоспособности страны в целом и каждого ее региона в частности: успешные регионы — успешная страна.

Примеры, когда страны оказывались в подобных условиях и успешно их преодолевали, есть. Пожалуй, самые яркие — это ФРГ и Япония после Второй мировой войны. Страны с разрушенной инфраструктурой начали трудиться, взяв курс на высокотехнологичное развитие, в результате стали мировыми промышленно-технологическими лидерами.

Для сегодняшней России представляется выгодной следующая доктрина: создание правил и среды максимального благоприятствования ведению бизнеса, производства, торговли и туризма, конкурентных по отношению к другим государствам, но с учетом региональных особенностей.

«Актуальность такой стратегии для России — федеративного государства, где регионы экономически диспропорциональны — гигантская»

Но сейчас — всё с точностью до наоборот. «Имиджевое опустынивание», пользуясь определением российского географа и урбаниста Дениса Визгалова, продолжается. Яркие в былые годы регионы сливаются в когорту похожих друг на друга. С каждым годом всё реже появляются такие яркие проекты с региональной спецификой, как «Родина Деда Мороза» в Вологодской области или Музей русского оружия в Туле. Как тогда быть с реализацией потенциалов субъектов, сбалансированным устойчивым развитием и созданием калейдоскопа брендов регионов и городов — реальных скреп гармоничной многонациональной страны?

В этом смысле инициатива губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева очень позитивна. В масштабах страны она будет особенно ценна в комплексном подходе, сочетающем как поддержку поиска новых символов и / или переосмысленных идей прошлого в каждом регионе, так и конкретную работу по активизации работы в шести сферах (качество госуправления, инвестиционная открытость, рост экспорта, гостеприимство, уникальная культура и развитый туризм).

Для этого необходим синтез бренд-менеджмента со стратегией развития региона. Другими словами, комплексная работа по двум направлениям — смысловому и реальному — приведет к улучшению имиджа каждого региона, повышению конкурентоспособности и стимулированию инноваций жизнедеятельности в стране в целом.

Если мы действительно хотим жить в государстве, привлекательном для лучших умов и честных капиталов, нам не всё равно, какая у нашей страны глобальная репутация в образовании и уровне жизни, и вообще — горят ли желанием люди из других стран посмотреть на нашу природу и города — тогда другого пути у нас нет.

Согласны с автором?

Да
Нет

Ранее мы рассказывали, что свердловский губернатор поддержал идею отмечать идентичность региона. Заявки на конкурс начали принимать с 1 февраля.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
80
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Отложите покупки и ссоры: астролог из Екатеринбурга назвала самые плохие дни ноября и декабря
Мария Кучма
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Знакомства
Объявления