Мы продолжаем публиковать рассказы уральского криминолога Данила Сергеева, которые он пишет, путешествуя по миру. В своих поездках он изучает, как в разных точках нашей планеты устроен мир законов и криминала. Об этом он написал книгу «Криминолог вокруг света». На этот раз Данил Сергеев попал на небольшую свадьбу в Душанбе. Небольшую — потому что там было всего 200 гостей. А всего 200 — потому что в 2007 году в Таджикистане приняли закон о праздниках и больше гостей звать запрещено.
Гиссар — западное предместье Душанбе. Некогда неприступная крепость на Шелковом пути, ныне — привлекательная точка на пути свадебных церемоний. Воскресный полдень в Гиссаре наполнен звуками барабанов, бубна, дутара и карная. Карнай слышен на всю долину, словно гудок паровоза. Два подростка с трудом удерживают эти трехметровые медные трубы и чуть не сбивают ими гостей свадебной церемонии. Под звуки карная молодожены садятся в подержанный черный Mercedes, и на их место приходит следующая свадебная толпа. Настоящий конвейер.
Фотограф привычно выгоняет из кадра случайных зевак, жених сияет золотозубым ртом, а невеста в белой фате отрешенно отвешивает бесконечные поклоны в сторону гостей. Свадьбой правят гости: напомаженные матроны в ярких платках, закрученных в полуметровые тюрбаны, старики в высоких тюбетейках и ватных халатах, девушки в народных костюмах и парни сплошь в черных деловых костюмах. Всего гостей не меньше сотни. Они танцуют, поют, веселятся и будто не замечают виновников торжества. Подкравшись к самой важной на вид и на размер гостье, спрашиваю, почему так много гостей.
— Зачем много? Мало! двести человек всего. Планируешь свадьбу, и позвать-то некого. Всего двести, это ж раз-два, и всё!
Тетка явно не была готова к дальнейшему разговору и поплыла отплясывать, размахивая руками и отвешивая по пути оплеухи путающимся под ногами подросткам.
Мой бывший студент, Мухаммаджон, рассказывает, что раньше свадьбы были и на тысячу гостей. Но сейчас такие большие свадьбы запрещены… законом.
«Можно пригласить на банкет 150 человек, угощение сделать на 200, и всё! Сама свадьба может длиться не более 2 дней, и каждый день — не более 3 часов»
В 2007 году в Таджикистане был принят закон, проект которого обсуждался несколько лет, — «Об упорядочении национальных традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан».
При первом прочтении текст показался мне весьма странным. Например, согласно ст. 8 день рождения отмечается добровольно только в семейном кругу. Казалось бы, ну какое дело государству до празднования дня рождения? Ну или еще: ч. 4 ст. 7 «В дни праздника Рамазон и Курбон накрывается духовный и экономный праздничный дастархан, запрещается расточительство и излишество». А ч. 3 той же статьи запрещает устраивать банкеты по случаю получения ученой степени.
Примеры, когда государство проявляет особый интерес к частной жизни своих граждан, — не так уж редки. Но вот зачем регулировать праздники?
Наткнулся на цитату президента Рахмона (кстати, его витиевато-восточными высказываниями увешан едва ли не весь Таджикистан): «Данный закон заложил основу для защиты ценностей и национальной культуры, урегулировал религиозные и народные традиции, конкретизировал и уточнил национальные традиции, обряды и торжества, предотвратил фанатизм, суеверие, показуху, верхоглядство, излишние затраты и открыл дорогу внедрению единой системы и порядка в проведении мероприятий». Понятнее не стало.
Поделился недоумением с душанбинским приятелем Зарифом.
— Закон о праздниках появился не на пустом месте. После завершения в 1996 году гражданской войны таджики стали уделять праздникам большое внимание, — объяснил он. — Это привело к тому, что у каждой семьи было не меньше 70 поводов для проведения праздников, каждый из которых предполагал богатое угощение и приглашение артистов.
— Семьдесят? Это какие, например?
— Самое главное торжество — свадьба. Часто на проведение уходило до миллиона долларов: неделя застолий для 1000 человек, подарки молодоженам от гостей и гостям от молодоженов, артисты и так далее. Но свадьба — лишь вершина айсберга. Праздновались и сопутствующие ей события.
— Это как?
— «Фотиха» (обряд обручения), «маслихатоши» (встреча по подготовке торжества), «идонабари» (праздничное одаривание), «сандукбарон» (демонстрация одежды невесты и жениха), «чойгаштак» (торжество для подруг невесты), «раисталбон»(своячество), «ноншиканон»(помолвка), «хонакашон» (обряд по подготовке комнаты жениха и невесты родственницами невесты), «модарталбон», «падарталбон» (торжество по случаю первого посещения родителями невесты дома жениха после свадьбы), «руйбинон» (обряд посещения невестой родственников жениха), «чодарканон» (обряд снятия чадры невесты на третий день), «рохбандон» (перекрывание дороги к дому невесты), и это еще не весь список! На каждую такую церемонию полагались угощения и артисты.
— Артисты без дела не сидели (смеюсь).
— Они и сейчас не сидят, разрешенных торжеств более чем достаточно. Больше страдали не артисты, а скот. Скот забивали на все торжества. Например, на «хатна» (обрезание), имянаречение, «гахворабандон» (укладывание новорожденного впервые в колыбель), «чиллагурезон» (угощение по случаю окончания сорока дней после рождения ребенка), «муйсаргирон» (первая стрижка ребенка) и так далее.
— Всё равно не могу понять. Ну любите праздновать — празднуйте. Государству-то какое дело?
— Ты не понимаешь, многие эти церемонии — надуманные, их вообще не должно быть. Это суеверия. Свадьба — понятно, ну обрезание, похороны. Но колыбель и стрижка, какие это праздники? На каждый такой праздник уходила куча денег.
«Мы ведь народ, который любит показать себя с лучшей стороны. Надо сделать краше, чем у соседа. А соседу — краше, чем у тебя. Это как снежный ком»
Народ и так нищий, а тут праздники, они просто разоряли. Люди брали кредиты и займы для проведения мероприятий. Потом оставались без жилья и скитались. Всё из-за увлечения торжествами. На этом наживались нечистые дельцы, загоняли в долги и отбирали всё.
— Да уж. И помог этот закон?
— Поменялось многое. Первое время нарушали, но сейчас нарушений меньше — штрафуют ведь за пышные банкеты. От многих праздников смогли избавиться вообще. Теперь это семейные дела без гостей.
— А «диссертационные» банкеты чем не угодили?
— Ну они тоже немало разоряли. Причем не обязательно диссертанта. Вот защитил диссертацию начальник, банкет организовать должен кто? Подчиненные. И этот банкет должен быть самым шикарным. Лучше, чем у другого начальника. Если будет хуже — страшно представить! — подытоживает Зариф.
Формула «Лучше больше, да лучше» привела к большому обнищанию таджиков, особенно на севере страны, где традиции соблюдались более истово. На основе закона 2007 года создан специальный орган по упорядочению торжеств, а его младшие собратья появились едва ли не в каждом учреждении.
«Хочешь провести корпоратив? Заполни заявку, согласуй, запиши в журнал и потом отчитайся! А не отчитался или, не дай бог, нарушил — получи штраф»
Совет по торжествам и церемониям рапортует, что за годы действия закона таджики купили куда больше автомобилей, отложили куда больше сбережений и потратили еще больше на одежду детям, чем было до этого закона. Действительно, лучше больше, да лучше.
Северяне, правда, ропщут, что двести человек для свадьбы всё же маловато, вот триста — в самый раз. Правительство обещает поправку. Пусть празднуют, главное — чтобы праздник оставался праздником!
Ранее уральский криминолог рассказал, как живут люди в многквартирном «доме строгого режима», во дворе которого стоит Владивостокский централ. А до этого мы публиковали два рассказа Данила Сергеева о путешествиях по Бразилии. Первый — про местные фавелы, а второй — про уникальное бразильское племя. Почитайте также о том, как криминолог съездил в богатую Норвегию и умиротворенную Исландию. Самый популярный рассказ Данила Сергеева на E1.RU — о встрече с цыганами.