Страна и мир Беспорядки в Казахстане подробности «Выстрелы звучали постоянно, на улицах стоял смог». Как уралец выбирался из охваченной восстанием Алма-Аты

«Выстрелы звучали постоянно, на улицах стоял смог». Как уралец выбирался из охваченной восстанием Алма-Аты

Михаил Пономаренко приехал в гости к друзьям, а оказался в самой гуще уличных протестов

Михаил Пономаренко планировал насладиться мягкой казахстанской зимой, но вместо этого оказался посреди гражданской войны
Источник:

В разгар новогодних каникул в охваченном протестами Казахстане застряли тысячи граждан России. Среди них был и екатеринбуржец Михаил Пономаренко. Он с супругой успел прилететь в Алма-Ату за несколько часов до захвата аэропорта. Они оказались в чужой стране в нескольких минутах от главного очага столкновений.

Михаил рассказал E1.RU, как пережил неожиданные приключения и что об этих событиях говорят сами казахи.

Рискованный выезд


Поездку в Алма-Ату в гости к давним клиентам пара запланировала задолго до Нового года, тогда еще улететь в этот город можно было только через Москву. Они знали, что в Казахстане идут протесты, и были готовы к возможным проблемам со связью. Но всё оказалось гораздо серьезнее.

Михаил и его супруга рассчитывали не на такой отдых, когда бронировали квартиру в высотке в центре Алма-Аты
Источник:

— Приземлились в аэропорту и увидели, что никакой связи нет, люди ходят подавленные, а вокруг военные. Полиция нам рассказала, что в городе начались беспорядки, жгут машины. Мы подумали: «Ну круто приехали», — вспоминает Михаил. — Таксисты, узнав, что везти надо как раз в район площади, где были беспорядки, задирали цену в три раза, до 10 тысяч тенге. Пока ехали, водитель рассказал, что в стране подняли цены на бензин и на газ, это разозлило народ, люди вышли на улицы. А потом появились жители из регионов, недовольные социальным неравенством и полным отсутствием перспектив в жизни.

Источник:

На съемной квартире они оказались уже утром. Несмотря на раннее время, спать пришлось под грохот, шум демонстрации и крики. Когда приехали друзья, то рассказали, что полиция блокировала протестующих. Буквально через два часа стало известно, что аэропорт разгромили.

Эти кадры снимал друг Михаила. Сам екатеринбуржец перед протестующими доставать камеру не рискнул
Источник:

— У нас на руках уже были обратные билеты, но никакого проку от них теперь не было. Люди, которые собирались улететь в тот день, прождали на взлетной полосе два часа, потом их развезли по отелям, — говорит екатеринбуржец. — Мы жили на 12-м этаже, слышали выстрелы, по вечерам наблюдали вспышки от них. Днем решились выйти на улицу и увидели протестующих, которые проходили по улице Шевченко, где мы жили. Казахи очень дружелюбные. Они подбегали к нам, предупреждали, что сейчас начнут разгонять людей, говорили, что дальше двигаться опасно, и приглашали к себе переждать угрозу.

Над городом стоял смог от пожаров, слезоточивого газа и тумана
Источник:

По словам Михаила, многие местные жители говорили, что мародеры — приезжие. Они врывались в магазины, воровали одежду, телефоны, пытались взламывать банкоматы. Все дорогие бутики разграбили, вынесли весь огнестрел и травматику из оружейных магазинов. Среди этой опасной неразберихи остались туристы, которые не понимали, что же дальше будет, и надеялись только на помощь своего государства.

Российские туристы были рады уехать на любом транспорте, даже на военном
Источник:

— Мы сидели дома, без интернета. Звонили в консульство, там сказали ждать. Оттуда же мы узнали, что аэропорт работает, его отбили. Самые горячие ночи были с 5 до 7 января: выстрелы звучали постоянно, на улицах стоял смог — смесь дыма пожаров, слезоточивого газа и тумана. Потом в страну ввели контингент ОДКБ, и всё резко пошло на спад. Выстрелы звучали всё реже, на улицах наряду с военной техникой появились полицейские машины, скорые, пожарные. 7 января мы сидели совсем без связи, потом поставили местную симку, и звонки проходили с нее только на «Мегафон». До нас дозвонились из России, сказали, что военные будут вывозить, — говорит Михаил Пономаренко.

Застрявшим в Казахстане людям на подмогу пришла российская армия
Источник:

В воскресенье, 9 января, туристы поехали в аэропорт Алма-Аты. На подступах к нему людей встретили два кордона российских военных, они организовали досмотр. До аэродрома пришлось идти пешком. На его территории лежали сгоревшие машины, в здании было много разбитых стекол.

— Захватившие аэропорт попортили имущество, забрали алкоголь, драгоценности из магазинов. Было видно, что они старались нанести максимальный ущерб. Говорят, даже сломали навигационную систему. Нас регистрировали на рейс по паспортам, мы вылетели шестым бортом, — рассказывает Михаил. — После досмотра людей группами по 50 человек заводили в транспортный самолет Ил-76. Он огромный, без туалетов, но слава богу, в аэропорту работали санузлы. Когда самолет взлетел, все зааплодировали и выдохнули с облегчением.

Борт приземлился под Москвой, на аэродроме в Чкаловском. Там пассажиры сдали тесты на коронавирус, военные предложили довезти до метро, но Михаил с супругой вызвали такси до Шереметьево и оттуда улетели в Екатеринбург.

Три «К» — первая причина протестов


— Местные сказали четко, что сначала граждане вышли из-за роста цен (в том числе на топливо) и низких зарплат, которые не увеличиваются. Действующего президента Токаева они считают ставленником первого главы Казахстана Назарбаева, который раздал своим людям все основные должности.

«Они недовольны тремя "К": коррупцией, кумовством и клановостью»

В этой стране, если ты живешь в провинции и у тебя нет связей, то шансов пробиться просто нет. Всю жизнь будешь продавцом или таксистом. Поэтому рост цен на топливо и возмутил всех — каждый мужчина здесь подрабатывает перевозками. Средняя зарплата в переводе на нашу валюту — 15 тысяч рублей. Цены выросли очень сильно, на подсолнечное масло, на мясо в два-три раза, — объясняет Михаил.

Когда никто из власти к протестующим не вышел, люди возмутились. В это время к ним стали присоединяться приезжие из регионов, и протесты ужесточились.

— Они приезжали на машинах без номеров, на старых тачках 80-х годов, таких уже нет и в Алма-Ате. Мы видели пробитый пулями «Мерседес», уже почти ретро. Местные уверены, что людей подвозили специально. У них были дубинки, плащ-палатки. Они знали, куда идти и четко били по ключевым точкам: аэропорт, вокзал, оружейный магазин, полиция, где был арсенал, — говорит екатеринбуржец, — Нам рассказывали, как погибли двое детей. Семья шла по улице, выскочили какие-то люди из машины, начали стрелять, и пуля попала рикошетом в ребенка. Вторых просто обстреляли в машине. Наши друзья рассказывали, как на улице казахского солдата протестующие жестоко избивали. Подъехала машина, из нее выскочил какой-то здоровый русский мужик, избил протестующих, засунул в машину солдата, и они уехали. Друг видел, как избивали мародера, который стащил что-то из продуктового магазина, его повалили, начали лупить.

По словам Михаила, некоторые из приезжих не понимали ни по-русски, ни по-английски, ни по-казахски. Многие алмаатинцы уверены, что этих людей подвозили специально для разграбления города. Именно они стали целями военных, когда дошло дело до стрельбы. Отступая, протестующие прятались на окраинах в гаражах, в частных домах. Некоторые брали заложников.

— Местные жители уверены, что причина этому — дележка власти. Они точно знают, что это не Россия и не Америка, а также не Турция. Слышал мнения, что за этим стоят китайцы, но большинство из тех, с кем удалось поговорить, считают, что это какая-то внутренняя история, межклановые разборки. Они не исключают, что это устроили силовики. Иначе как объяснить такую быструю сдачу ключевых пунктов? — задается вопросом Михаил Пономаренко, — Казахам было неудобно перед нами, они извинялись перед нами за то, что происходит, и признавались, что сами в шоке. Думали, что после забастовки скинут цены на газ, потом кого-нибудь уволят и все разойдутся. Но всё получилось совсем иначе.

Все новости о протестах в Казахстане мы собираем в одном сюжете. Постепенно ситуация в соседнем государстве успокаивается, «Уральские авиалинии» возобновили перелеты в эту страну. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал случившееся «террористической войной».

Почитайте, что об этих днях рассказал еще один житель Екатеринбурга, который во время протестов путешествовал по Казахстану на автомобиле.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
63
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Площадь — 25 квадратов, а в реестр вписали 255». Как легко разориться на налогах из-за ошибок в документах
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Ноги будут гореть огнем». Бортпроводник «Уральских авиалиний» — о том, как правильно выбрать место в самолете
Кирилл Фрош
Мнение
В Екатеринбурге рекордно выросло число квартир под сдачу. О чем это говорит?
Никита Словиковский
Основатель портала аренды и агентства недвижимости «Драже»
Рекомендуем
Знакомства
Объявления