Дмитрий Стровский — известный ученый и преподаватель из Екатеринбурга, более четверти века работавший на факультете журналистики УрГУ (позже — УрФУ). Последние годы он живет в Израиле и с интересом наблюдает, как жизнь в этой стране отличается от той, что привычна нам в России.
В своей первой колонке для E1.RU Дмитрий Леонидович рассказал о любви к детям в Израиле, которая с непривычки даже удивляет.
...Наблюдаю сегодня.
Стоя на тротуаре, две молодые израильтянки увлеченно беседуют друг с другом. Рядом играет с мячиком девочка лет трех-четырех — не иначе как дочка одной из них. Внезапно мячик откатывается на проезжую часть. Девочка устремляется за ним, не оглядываясь по сторонам. Резкий скрип тормозов, и проезжающая машина останавливается чуть ли в метре от ребенка. Дальше оглушительный рев испуганной малышки и бегущая к ней мамаша. Ну, в общем, всё по законам дорожного жанра.
Я не о самой ситуации. Меня по-хорошему удивило, как повела себя в ней молодая мамаша.
В России в этом случае почти наверняка накинулись бы на ребенка. Дескать, бегает черт знает где. Хотя, по сути, он ни в чем не виноват. Виноваты взрослые, которые забывают о своих чадах. Не знаю, может, в данном случае израильская мамочка оказалась не совсем типичной. Но она не стала читать нотации испуганной девочке, а просто взяла ее на руки и, прижав к себе, тихо гладила. Та, к слову, быстро успокоилась и, по-моему, даже заснула у своей мамы на руках.
Это, конечно, частный случай. Тем не менее после двухлетней жизни в Израиле могу утверждать: здесь относятся к детям куда терпимее, чем в России. Хотя, казалось бы, должно быть по-другому.
Почему? Да потому что здешние условия жизни простыми точно не назовешь, во многих семьях по три-четыре, а то и больше детей. В этом случае не до изысканности по отношению к ним. Отношения между родителями и детьми чаще всего довольно простые, и на поводу у своих чад идут немногие — опять же по причине скромного материального достатка. Но всё это совсем не означает, что взрослые равнодушны к детям.
Израильтяне внимательны к своим чадам. Не раз доводилось видеть, насколько отзывчиво реагируют взрослые на вопросы своих детишек. А малышей просто любят, и всё. Эту любовь особенно зримо проявляют даже не мамы, а папы. И этим они похожи на всех восточных мужчин, для которых общение с детьми — значимая составляющая их повседневной жизни.
Я вовсе не хочу сказать, что со здешними детьми нет совсем никаких хлопот. Совсем наоборот! Доводилось наслушаться уже немало историй, когда израильские подростки просто изводят родителей своими притязаниями, чуть ли не шантажируют их. А сколько возникает проблем во взаимоотношениях между детьми и учителями — особенно тогда, когда первые достигают пубертатного возраста. Но эти проблемы приходят потом.
«А пока детишки совсем маленькие, к ним проявляются очень теплые чувства со стороны всех, кто их окружает»
В Израиле лучше всего живется пожилым людям и детям. И те, и другие, в общем-то, защищены государством, имеют льготы, ощущают поддержку со стороны социальных служб. И эта реальная, а не бумажная помощь, заметно выросшая за последние четверть века.
Мне кажется, что в социальном плане Израиль — по-настоящему справедливая страна, которая заботится о своих гражданах. И мне приятно, не скрою, что я являюсь пусть очень маленькой, но всё же ее неотъемлемой частичкой.
Согласны с автором?
О жизни в Израиле во время военного обострения нам рассказывали уральцы, покинувшие Россию несколько лет назад. А другие трагические события дали повод поговорить о том, как охраняют школы в стране, где никогда не было «Колумбайнов».