Страна и мир мнение Гигантская надувная «сигара» над городом: как Свердловск едва не стал портом для дирижаблей

Гигантская надувная «сигара» над городом: как Свердловск едва не стал портом для дирижаблей

Историк Андрей Ермоленко рассказывает, что пошло не так

Грузопассажирский дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим» над Свердловском
Источник:

Величественные красавцы-дирижабли были едва ли не главной надеждой гражданской авиации в 30-е годы прошлого века. Они могли преодолевать до 15 тысяч километров без дозаправки, а по комфорту для пассажиров были сравнимы с круизными лайнерами. Уральский историк Андрей Ермоленко в своей колонке рассказал, как в небе над Свердловском появились дирижабли и почему до регулярных рейсов дело так и не дошло.

85 лет назад, в тридцатые годы, все газеты страны Советов регулярно рапортовали о подвигах науки и промышленности, о достижениях в различных отраслях. Строились новые города и заводы, люди покоряли пустыни и льды, совершали грандиозные воздушные перелеты. В области воздухоплавания советские инженеры возлагали огромные надежды на дирижабли, способные преодолевать по несколько тысяч километров без остановок и дозаправок.

Жители Свердловской области особенно сильно ждали появления дирижаблей над Уралом. Ведь еще летом 1935 года южнее Свердловска — на южной окраине поселка Нижне-Исетска (частично совпадает с современным Химмашем) была построена причальная мачта для дирижаблей.

Почему мачта? Дело в том, что для посадки и высадки пассажиров необходимо зафиксировать дирижабль (по сути огромный воздушный шар) в наземном ангаре или причалить его к высокой мачте. Ведь размеры этого воздушного гиганта — более 100 метров в длину и более 20 метров в диаметре. Ангар для такой гигантской надувной «сигары» — штука сложная и дорогостоящая, поэтому уральцы ограничились мачтой. Свердловская 40-метровая конструкция была оснащена лифтом, электрифицирована и должна была принимать дирижабли в любых метеоусловиях. Она располагалась рядом с Челябинским трактом — приблизительно в том месте, где сегодня строится развязка с ЕКАД.

Страница газеты «Уральский рабочий», 21 июля 1937 года
Источник:

И вот в сентябре 1937 года, ровно 84 года назад, в Свердловск прилетел первый дирижабль! Единственный в Советском Союзе грузопассажирский аппарат полужесткого типа СССР-В6 «Осоавиахим» прибыл из Москвы.

Вот что сообщал о полете специальный корреспондент газеты «Правда» С. Богорад: «В просторной кабине дирижабля пассажир чувствует себя превосходно. Одни читают книги и газеты, другие играют в шахматы, кто-то даже завел патефон. Шум моторов настолько заглушен, что в кабине свободно можно разговаривать. Качка почти совершенно не ощущается. Уже первые километры, пройденные на дирижабле, показывают, какое блестящее будущее принадлежит в нашей стране этому виду транспорта. Идем со средней скоростью 90–100 километров в час».

Обложка журнала «Уральский следопыт», апрель 1935 года
Источник:

Дирижабль пролетел над Свердловском днем 9 сентября, сбросив несколько приветственных вымпелов на землю. Вечером он приземлился в Нижне-Исетске, причем не обошлось без накладок. Всё тот же корреспондент «Правды» С. Богорад недовольно свидетельствует: «Следует отметить некоторые недочеты в организации перелета. На месте посадки, в так называемом порту дирижаблей гор. Свердловска, плохо была подготовлена отправка корабля в обратный рейс на Москву. Не хватило для заправки газа, хотя отлично было известно о прилете дирижабля. Отсутствовали прожектора. Причальная мачта строилась около 2 лет, но до сих пор не закончена».

Вечером 9 сентября дирижабль СССР-В6 «Оооавиахим» отправился в обратный путь из Свердловска в Москву и прибыл в столицу в полдень 11 сентября.

Такую картину воссоздать, скорее всего, больше уже не получится
Источник:

Планировалось учредить регулярное авиасообщение между нашим городом и столицей, однако во второй раз дирижабль показался в небе Свердловска лишь 24 декабря 1937 года. Сделав несколько кругов над городом, СССР-В6 «Осоавиахим» не стал совершать посадку и через полтора часа лег на обратный курс.

Дирижаблестроение в СССР не получило дальнейшего развития. Планам по учреждению пассажирской линии не суждено было сбыться. Ну а после гибели СССР-В6 «Осоавиахим» в феврале 1938 года на Кольском полуострове (летел спасать полярную экспедицию Ивана Папанина) на дирижабельном пассажирском авиасообщении в СССР вовсе был поставлен крест. Причальная мачта простояла в Нижне-Исетске до 1962 года, а затем отправилась в металлолом.

Почитайте также другие колонки Андрея Ермоленко — например, про платиновые доходы династии Демидовых, про крушение самолета над Нижним Тагилом и о том, как проходил первый Парад Победы в 1945 году.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
26
Форумы
ТОП 5
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимное мнение
Мнение
«От человеческих вагонов нас отделяют четыре рубля?!» Гневная колонка екатеринбурженки, прокатившейся на трамвае в Перми
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Мнение
Вклады или «бетон»? Подсчитываем, как сберечь деньги при высокой инфляции
Анонимное мнение
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Ёлки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления