В конце августа в Екатеринбург вернулись участники просветительской экспедиции «Ледокол знаний», добравшиеся на Северный полюс за четыре дня. Об уникальном ледокольном круизе читателям E1.RU рассказала его участница и соорганизатор Айгуль Хуснутдинова.
«Поедешь на Северный полюс?», — написала мне в мессенджер руководительница из Москвы. Даже в самых смелых мечтах я не могла представить, что у меня появится возможность побывать на полюсе! Согласилась без раздумий, весь июль томилась в ожидании итогового решения, никому ничего не рассказывала, верила в лучшее, настраивалась на худшее. Смотрела ролики про Арктику и даже начала читать книгу полярника Владимира Стругацкого. А в конце июля стало понятно, что всё сбудется, и надо спешно собирать документы и справки.
Вместе со мной на Северный полюс поехали и другие сотрудники сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ). Наша командировка состоялась благодаря просветительской экспедиции «Ледокол Знаний. Homo Science project», которую с 14 по 24 августа провела госкорпорация «Росатом». В арктическом путешествии на атомном ледоколе «50 лет Победы» приняли участие более 80 школьников и студентов со всей России в возрасте от 12 до 23 лет. Семь екатеринбуржцев также стали участниками экспедиции.
Как попасть на Северный полюс?
Обычно могучие ледоколы-труженики ломают лед, прокладывая путь другим судам по Северному морскому пути, отправляют исследователей и ученых в экспедиции. Но летом они могут превращаться в комфортабельные туристические суда. Коммерческие компании фрахтуют ледоколы для круизных путешествий на Северный полюс. Удовольствие недешевое — обойдется оно более чем в два миллиона рублей на человека.
Но у российских школьников есть шанс побывать на вершине мира бесплатно. Ожидается, что в октябре 2021 года стартует следующий сезон конкурса «Ледокол знаний» для ребят 12–17 лет. Главный приз — участие в аналогичной арктической экспедиции на атомном ледоколе «50 лет Победы» летом 2022 года.
Взрослым же, чтобы достичь Северного полюса, как я уже сказала, придется заплатить за тур семизначную сумму. Но есть и другая возможность — можно устроиться на ледокол работать. Переучиваться на атомщика или ученого мне, увы, поздно, поэтому мой шанс второй раз попасть на полюс — мониторить вакансии компании Poseidon Expeditions в сфере обслуживающего персонала.
За время путешествия я познакомилась с замечательными ребятами, которые бросили работу в офисах, чтобы ходить по северным морям на ледоколе. Для тех, кто всерьез задумался о таком варианте, рекомендую подписаться на аккаунт замечательной официантки Полины Куприяновой с полезными лайфхаками и забавными историями.
Если соберетесь в круиз, будьте готовы к морской болезни, а лучше вовсе исключите ее существование. Меня тошнота всё же настигла, плохо было первые дня два. На третий день с тошнотой стало полегче (слава «Драмине»), но ей на смену пришло кровотечение из носа (остановилось само). Работать с такими приколами от организма сложно. Благо у нашего доктора Майи Александровны была авторская методика борьбы с морской болезнью (преимущественно сосудосуживающими каплями).
Добавьте ко всему перечисленному смену часового пояса (Екб + 4 часа) и полярный день — и будет совсем комбо. А полярный день во льдах Арктики настолько яркий, что по ночам приходилось заклеивать иллюминаторы в каюте черными мусорными мешками для создания темноты.
Но зато сколько классных видео можно записать и сколько фото сделать, если целые сутки светло! До сих пор не пойму, как у нас еще оставалось время на сон.
О жизни на ледоколе
Плыли к полюсу мы на борту атомного ледокола с двумя реакторами. Кстати, этот ледокол был заложен 4 октября 1989 года на Балтийском заводе под именем «Урал», но в ходе затянувшего строительства он поменял свое название на «50 лет Победы». Ледокол с названием «Урал» всё же был построен и спущен на воду в 2019 году.
«50 лет Победы» — большой современный арктический атомоход, способный ломать лед толщиной до трех метров. Управляет им опытный капитан Дмитрий Лобусов — он побывал на Северном полюсе более 50 раз.
Широкие трапы, узкие коридоры, эргономичные каюты и множество салонов (так на ледоколе называют общественные пространства вроде библиотеки или бара).
К нашим услугам были библиотека с настолками и кофемашиной (впервые увидела столько подростков, пьющих кофе, но затем поняла, что в основном они пьют горячий шоколад), спортзал со спортивной площадкой (но иногда зарядку мы делали на вертолетной площадке), смотровой салон с баром, ресторан с четырехразовым питанием (боже, как его теперь не хватает!) и медпункт (по факту на ледоколе есть целая поликлиника с операционной, стоматологическим кабинетом, стационаром, рентгеном и даже аппаратом ИВЛ). Всего на судне более тысячи помещений.
В каютах есть всё необходимое: удобные кровати и диваны, рабочие места, телевизор, фен и холодильник, телефон, с которого можно звонить в каюты и другие помещения. В нетуристических рейсах эти каюты занимает экипаж судна, а во время круизов он «спускается» на нижнюю палубу.
Мобильной связи с интернетом у участников экспедиции не было, но само судно оборудовано различными средствами связи: телеграф, факс, телефон, спутниковый интернет и так далее. В общем, если было действительно нужно, то помощник капитана по радиоэлектронике давал позвонить или написать письмо. Но я воздержалась от соблазна.
Отметка 90° северной широты
Географическую точку Северного полюса, к которой первые исследователи шли годами (а некоторые и вовсе не доходили), мы достигли всего за четыре дня с повышенным комфортом. «50 лет Победы» пришел к полюсу 18 августа в 09:47 по судовому времени и в 11:47 по Москве. В честь этого ледокол сделал оглушительный гудок. Нашей экспедиции повезло — атомоходу не пришлось долго искать «место парковки» на дрейфующей льдине.
Раскрою секрет: атомный ледокол с трудом может долго находиться ровно на 90°, поэтому отметка эта, скорее, психологическая. В общем, географическую точку Северного полюса мы прошли за считаные секунды.
Первыми на лед сошли сотрудники национального парка «Русская Арктика» с ружьями, чтобы охранять нас от белых медведей. Но не сильно-то они, медведи, и интересовались нами — за всё время ни один не подошел к ледоколу.
Оказавшись на Северном полюсе, мы совершили самое быстрое в мире кругосветное путешествие и меньше чем за минуту пересекли все 24 часовых пояса. Кстати, Северный полюс не имеет часового пояса вовсе. Гуляя по нему, можно выбирать любой понравившийся!
Конечно же, все фотографировались на фоне ледокола, знака Северного полюса и восьмитонного якоря — «то вместе, то поврозь, а то попеременно». Самые смелые совершеннолетние участники экспедиции и члены экипажа окунулись в Северный Ледовитый океан — лесенку в воду установили прямо на краю льдины. Всех рискнувших искупаться обвязывали страховочной веревкой — ведь глубина океана в этом месте больше четырех километров! Я же из солидарности с детьми купаться не стала. Мне в целом важно иметь возможность что-то сделать, но делать это вовсе не обязательно.
Температура на Северном полюсе была около нуля (зимой же она может опускаться до −40).
На полюсе мы столкнулись с последствиями глобального потепления — большими проталинами на льду. Надо сказать, что одно дело читать статьи про глобальное потепление и сокращение площади ледников, и совсем другое — видеть, как этот лед тает у тебя на глазах. Но я рада, что более 80 ребят теперь в курсе этой проблемы, и я верю, что они будут стараться ее решить.
Природа Арктики
По пути к полюсу мы подплыли к легендарному месту — архипелагу Земля Франца-Иосифа (ЗФИ, как сокращают его полярники). Это самая северная территория России. Острова архипелага входят в состав Архангельской области, постоянного населения там нет. Живут лишь ученые, пограничники и военные. Кстати, загуглите военную базу «Арктический трилистник» на острове Земля Александры. Мы ее не видели, но на фото это выглядит как кинодекорация из боевика!
Мы рассматривали птичий базар на скале Рубини-Рок (точно видели люриков и кайр). Видели офигенные конкреции острова Чамп (это такие крупные каменные сферы неизвестного происхождения). Еще на этом острове участник экспедиции Никита разглядел забавную скалу в форме котика, так что для меня теперь это остров с котиком и его игрушечными шариками.
Проплывали рядом с островом Гукера, видели советскую полярную станцию в бухте Тихая. Зрелище депрессивное.
На обратном пути остановились на ночевку в бухте острова Земля Георга. Ледокол отдыхал, а мы разглядывали белых медведей до шести утра. Насчитали рекордных девять медведей, бродивших вокруг ледокола. И как назло, именно в этот вечер у меня переполнилась память телефона. Хорошо, что коллеги поделились снимками и видео. К своему стыду, я не знала, что белые медведи вовсе не белые! Цвет их шерсти — оптическая иллюзия. На самом же деле шерстинки полые и прозрачные.
Обо всех красотах Арктики с капитанского мостика нам ежедневно вещал экспедиционный лидер Виктор Боярский. В молодости он исследовал морской лед и занимался экспериментами на антарктической станции «Восток», участвовал в моделировании построения нейтринного детектора. После распада СССР стал профессиональным путешественником и организатором полярного туризма. Прошел на собачьих упряжках по льду Северного Ледовитого океана, руководил Музеем Арктики и Антарктики и написал несколько интереснейших книг о путешествиях и преодолении себя.
Побудка — неизменный ритуал полярной экспедиции — тоже была на Викторе Ильиче. Его оптимистичный голос будил всех участников экспедиции ежедневно в 07:30 и желал добрейшего утра.
Все эти впечатления и эмоции очень сложно передать словами. Надеюсь, юная художница Александра Федосова из города Чехов справится лучше, и на ее полотнах мы сможем увидеть настоящую красоту Северного полюса. Девушка буквально всю поездку писала удивительные пейзажи. Просто посмотрите на них.
В какие-то моменты у меня и самой возникало непреодолимое желание творить. В дело шли детская акварель, гуашь и листы из принтера, благо можно было прикрываться «мастер-классами» для детей, но рисовать самой.
Помимо рисования, на ледоколе я занималась лекционной программой экспедиции, спикерами и журналистами, освещавшими поездку. Была приятно удивлена тем, что наши эксперты могли не только читать лекции, но и петь песни под гитару, проводить зарядки и тренировки. В какой-то момент я и сама начала помогать участникам с презентациями проектов. Не могу не отметить, насколько крутыми вышли итоговые защиты перед первыми лицами Росатома. Ребята записали собственные научно-популярные песни, заверстали плакаты, создали раскраски и даже 3D-модели для уроков физики (напомню, мы были без интернета). Этот северный летний лагерь навсегда в моем сердечке!
Об уральцах на атомоходе
Было здорово познакомиться с талантливыми людьми со всей страны, но приятнее всего было встретить среди них земляков.
Например, уроженец Екатеринбурга Артур Юсупов с первых дней экспедиции пытался ловить спутниковый сигнал на вертолетной площадке атомного ледокола. Молодой человек хотел снять Северный полюс из космоса с помощью громадной антенны 137 МГц, которую он бог знает как привез целой и невредимой. Хотя на ледоколе и были помехи из-за электромагнитных полей, на полюсе у него получилось сделать два снимка. Сейчас он как раз занимается их обработкой. Почему он вообще решил сфоткать Северный полюс из космоса? Потому что таких кадров еще нет ни на Google Maps, ни на «Яндекс.Картах»!
Всё одиннадцатидневное арктическое путешествие сопровождалось выступлениями ученых и тематическими мастер-классами. Лекции екатеринбуржца и автора колонки на Е1.RU Дмитрия Горчакова про энергетику будущего без выбросов СО2 пришлись очень кстати, тем более что даже на полюсе можно было наблюдать последствия глобального потепления. По публикациям участников экспедиции я вижу, что проблема таяния ледников и необходимость снижения углеродного следа задела их.
И даже журналист телеканала RT Константин Рожков, прибывший на судно для освещения экспедиции, оказался нашим земляком. Сейчас Костя живет и работает в Москве, куда перебрался из Нью-Йорка.
Также на ледоколе была моя коллега Анна Корчемкина из Екатеринбурга. В обычной жизни она создает крутой корпоративный мерч для ИЦАЭ, а в экспедиции была куратором одного из потоков с участниками.
Вот такое получилось незабываемое путешествие — с лекциями, играми, танцами и прекрасными людьми на атомоходе с ядерной силовой установкой. В голове всё еще крутятся кадры с айсбергами, белыми медведями, островами Земли Франца-Иосифа и песнями под гитару.
И не было у нас никакого интернета. И это было прекрасно!
Подписывайтесь на меня в «Инстаграм», если хотите почаще видеть белых мишек в этом сентябре!
Хотели бы вы побывать на Северном полюсе?
Почитайте также историю путешественника, который пересек всю Америку и Россию на желтом пикапе. А уральский музыкант Михаил Лузин рассказал, как на Урале можно найти живописные места, которые ни в чем не уступают мировым курортам.