Имена современных уральских миллиардеров у всех на слуху, сводки об их состояниях публикуются в списках Forbes. А что мы знаем о доходах промышленной династии Демидовых? Историк Андрей Ермоленко подсчитал, сколько им приносила добыча драгоценных металлов, и поделился удивительными цифрами в своей авторской колонке.
Попались мне под руку данные о добыче платины в Нижнетагильском горном округе на демидовских приисках до революции — в окрестностях современных поселков Уралец, Висим и Елизаветинское (Мартьяновский, Сисимский, Белогорский, Авроринский, Соловьевский, Бобровский и другие прииски).
Так вот, с 1820-х годов, то есть с момента открытия платиновых месторождений и до продажи Демидовыми тагильских предприятий в 1910-е годы, одной только платины официально было добыто 104 082 килограмма. Одной только платины, не считая золота. Повторю, 104 тонны платины. Считая в современных ценах по курсам ЦБ РФ — это около 3 миллиардов долларов США.
А ведь добыча драгметаллов, по сути — их побочная деятельность. Основой промышленной империи Демидовых была черная металлургия, которая явно давала намного бо́льший доход. Насколько я понимаю, до сих пор никем не подсчитана стоимость всех активов, которыми располагали Демидовы. Если одна только платина «потянула» на 3 миллиарда долларов, то весь капитал составлял несколько десятков миллиардов долларов США, в современных ценах — как у крупнейших олигархов современной России.
И ведь так бездарно наследники великой промышленной империи всё протратили! Последний из Демидовых, Елим Павлович (1868–1943), даже и не отметился в истории ничем знаменательным, кроме красивой жены да своих пристрастий к шахматам.
Вот он на фото, кстати.
Почитайте и другие колонки Андрея Ермоленко — например, о том, как в 1945 году проходил первый Парад Победы и как крушение самолета под Нижним Тагилом изменило ход Великой Отечественной войны.