Екатеринбуржец Виталий Мельковский решил отправиться со своей семьей в Крым на машине. Его десятилетний Renault Logan ездит на метане — природном газе, который становится альтернативой привычному бензину или дизелю. В своей колонке водитель рассказал о трудностях в дороге и о советском гостеприимстве на полуострове.
Есть поговорка, что в России две беды: дураки и дороги. Про дороги я бы поспорил — по крайней мере, в европейской части страны с ними порядок. Даже в регионах можно ездить по дорогам, которые соединяют два Богом забытых города. Хотя есть несколько клочков, где, мягко говоря, всё не очень хорошо.
Кто хоть раз ездил своим ходом, по земле, тот знает, что самые убитые дороги в Саратовской области. Особенно если сойти с федеральной трассы и попробовать проехать немножко другим путем, то там всё полностью разгромлено. На удивление плохие дороги в Волгограде. Хотя, казалось бы, город должны были выровнять к чемпионату мира по футболу. А нет. Там всё очень грустно.
Денег, потраченных на дорогу, я не считал. У меня километр стоит рубль. Думаю, что уложился где-то в три тысячи. В связи с особенностями топлива я очень привязан к местам, где можно заправиться. Вроде их с каждым годом становится всё больше и больше.
Ехали втроем, но права есть только у меня. Добирались до Крыма трое суток. Дорога тяжелая. В пути ни в чем себе не отказывали, останавливались везде, где хотели остановиться. Побродили по Самаре, в Волгограде постарались не пропустить основные достопримечательности. В Самаре трехзвездочный отель на троих обошелся в 1700 рублей. В Волгограде получилось дороже — две с чем-то тысячи. Оказалось, что там найти бюджетное и приличное жилье куда сложнее.
К слову, если вы едете через Поволжье в отпуск и не сфотографировались в пути на стогах сена, считайте, что вы никуда не ездили. То же самое с полями подсолнечника.
По питанию. Я очень тяжело переношу смену климатических зон, часовых поясов, и мне во время поездки не до еды. А так смотришь, где стоят фуры дальнобойщиков. Если их много, то понятно, что тут безопасно и кормят вкусно.
Максимально комфортное расстояние на дальние поездки — тысяча километров за присест. То есть меньше ехать нет смысла — слишком частые остановки получаются. Больше — тяжело, особенно на южном направлении. Если ехать на юг — нужно морально приготовиться, что везде сплошные горы. С наших гор спустились, попали на приволжские холмы. Смотришь на карту — высота всего лишь 300 метров. Но холм же не пологий, крутой. Как хочешь, так на него и забирайся.
У меня очень старая машина, 2011 года. Повидала всякое. Я ее перед поездкой постарался подготовить, но в пути с мелкими неприятностями столкнуться все равно пришлось. В этот раз я сломался лишь два раза. Во второй раз стал сходить с ума датчик давления масла, а было это ночью в Саратове — глушь. Но с этим удалось разобраться, а вот самая первая поломка — довольно грустная и неприятная. Из-за нее у меня возник очень большой вопрос к нашим правоохранительным органам и силовикам.
Случилось это на клочке, где ты за 20 километров четыре региона меняешь: Башкирию, Татарстан, Оренбургскую и Самарскую области. Меня угораздило там сломаться. Проблема с газовыми форсунками, и инструментов подходящих нет. Паркуюсь на заправке, бегу к посту ДПС. Говорю, что мне нужна их помощь. «Чё?» — отвечают. Спрашиваю, есть ли у них головка на 8, головка на 10 и трещотка. «Нет» — в ответ мне. Хочу узнать, есть ли автосервис где-нибудь поблизости, на что мне рукой махнули: «Ну, туда вот поезжай, три километра». Было поздно уже, час ночи. «А не знаете, работают ли они вообще в это время?» — «Не знаем».
«А зачем вы вообще тогда стоите на трассе? Вы же вроде должны помогать!»
Всё закончилось тем, что я доехал до этого сервиса. Там, естественно, никого не оказалось. На парковке бегал один мужичок, я у него спросил ключ и головки. Он мне и помог. Я предложил ему 500 рублей, и началось: «Да зачем, да не надо, мы же на трассе все должны друг другу помогать!» Ни в какую деньги с меня не брал. Дай бог, чтобы у него всё было хорошо. Поэтому, если выезжаете на трассу, берите с собой хотя бы минимальный набор инструментов и ни в коем случае не надейтесь на структуры, которые должны вам помочь в случае чего.
Решая, как ехать в дальние поездки, если я не ограничен во времени, то я обязательно выберу автомобиль. Что говорить? Очень красивая страна у нас. Увидел красивую гору — залез на гору. Увидел красивое поле — побегал по полю. Зачем вам эти самолеты, зачем вам эти поезда?
«Если есть автомобиль и время, то выезжайте и получайте удовольствие, как это делаю я»
Сам Крым сейчас представляет собой глубокий Советский Союз — в хорошем смысле. То есть они не заморачиваются со сценариями обслуживания, но делают всё, чтобы тебе было максимально комфортно. Живет Крым по каким-то своим правилам и распорядкам. Вроде бы и Россия уже семь лет, а ты все равно в роуминге. Вроде бы поменяли флаг, а повсеместно используются украинские номера и суржик (смесь двух языков. — Прим. ред.).
Если говорить про соотношение цены и качества: я не могу себе позволить вывалить 300 тысяч на троих за отпуск в Сочи или Хорватии, а в Крыму могу. К тому же, если едешь за морем, солнцем, горами и умопомрачительными пейзажами, то какая разница, сколько звезд в твоем отеле и пожелали ли тебе хорошего отдыха. Впрочем, кстати, желают.
Согласны с автором?
О том, как правильно путешествовать на машине, нам рассказал автоэксперт Дмитрий Ларионов. Он поделился 13 лайфхаками, которые облегчат жизнь водителям. Также мы собрали честные истории родителей, которые путешествуют с детьми на машине.
А еще прочитайте колонку екатеринбуржца Андрея Ермоленко — большого фаната автопутешествий. Этим летом он с семьей съездил на Каспийское море и поделился своими впечатлениями и атмосферными фотографиями.