Главный редактор «Эха Москвы в Екатеринбурге» Максим Путинцев продолжает делиться своими впечатлениями от путешествий по югу России. В новой колонке он рассказал про дороги и водителей в Краснодарском крае.
Главное, что поражает — интенсивность движения. По дорогам на побережье ездят много и плотно в любое время суток, даже поздним вечером и глубокой ночью.
В целом дороги в Краснодарском крае неплохие: асфальт лежит, ям почти нет, свежая разметка практически повсеместно.
Местные дорожные эксклюзивы:
обилие перекрестков с круговым движением;
контроль выезда на встречку дронами (плакаты есть, дронов не видел);
картонные гаишники (понравились тем, что точно взяток не берут).
Из того, что однозначно хорошо — пешеходные переходы с подсветкой сверху: благодаря фонарям человека будет видно, даже если он, как любят многие наши соотечественники, ночью оденется во всё темное.
А вот дорог с разделением встречных потоков немного — одна только трасса в Крым, которую тянут от Керчи, но так и не дотянули даже до Анапы. На остальных (а именно они соединяют между собой подавляющее большинство курортных городов и экскурсионку) придется ехать по одной полосе со скоростью плетущегося где-то впереди автобуса, грузовика с прицепом, везущего арбузы или зерно, а то и просто трактора или комбайна. В итоге поездка километров на 100 растягивается на порядком изматывающие 2,5–3 часа. Впрочем, местами виды из окна автомобиля (прежде всего — горные или приморские) настолько прекрасны, что прощаешь южным дорогам многие недостатки. Мои фавориты в этом сезоне — серпантин, ведущий к Абрау-Дюрсо и виляющая между горными склонами и выходящая к Чёрному морю дорога через Гай-Кодзор, Варваровку и Утриш (эдакое наше микро-Монако).
Своя (или арендованная, или шеринговая) машина на нашем юге — почти необходимость.
«Сидеть на одном месте точно станет скучно на 2–3-й день, а автомобиль дает свободу. И выбора, и направления»
Правда, повторю, средняя скорость движения за городом здесь в районе 60 км/ч. Быстрее получится только если нарушать напропалую. Местные, да и приезжие, не стесняются обгонять через сплошную: много раз такое видел. То ли безрассудные, то ли блатные. Для остальных же здесь водятся южные гаишники. Чаще всего они стоят на обочинах, реже — в кустах. Как рассказывают местные, если попался на нарушении, тебе почти наверняка предложат сыграть в беспроигрышную для инспектора игру «Угадай сумму». Ни подтвердить, ни опровергнуть это я не могу: не нарушал, и даже для проверки документов потенциальные обладатели золотых унитазов меня не останавливали.
В целом с дисциплиной на дорогах похуже, чем у нас: могут и подрезать, и обматерить. В Краснодаре видел, как мужик на праворульной «Тойоте» золотого (!!!) цвета устроил гонки с водителем «Соляриса» из-за того, что один подрезал другого. Размахивая руками и крича друг другу что-то энергичное, они умчались вдаль. Чем всё закончилось — сказать не могу: решил от греха их не преследовать.
Справедливости ради скажу, что сходу здесь и не поймешь, кто как ездит и кто нарушает: до трети машин на юге — из других регионов. Больше всего (если заморочиться и вглядеться в коды регионов) — из Москвы, Питера и Ростова. Но попадаются и наши: Екатеринбург, Челябинск, Пермь. Видишь своих, и как-то радостно на душе становится: как-никак земеля!
И да, еще здесь попадаются плакаты с забавными надписями. Специально для вас запомнил: «Дорожники Кубани благодарят вас за соблюдение чистоты» и «ГИБДД города Темрюк приветствует дисциплинированных водителей».
Креатив!
Согласны с автором?
Почитайте также другие дорожные заметки Максима Путинцева — о южном «гостеприимстве» автоинспекторов, «винном» туризме и нашествии медуз на азовских пляжах.