Главный редактор «Эха Москвы в Екатеринбурге» Максим Путинцев продолжает автомобильное путешествие по югу России. По дороге он делится впечатлениями в своих соцсетях. Сегодня Максим рассказывает о «винном» туризме в Краснодарском крае. Напоминаем, что алкоголь вредит вашему здоровью!
Вино. Если коротко, то оно здесь повсюду. И, с вашего позволения, напишу не про так называемое «домашнее» по 150–200 рублей за литр, а про настоящее, которое рвется встать в один ряд с европейскими аналогами и в этом процессе местами преуспевает.
«Во многих местах под Новороссийском или Анапой обнаруживаются пейзажи почти такие же, как в Тоскане или Провансе»
Живописные шеренги виноградников, ощетинившихся между холмами, перемежающиеся стройными тополями или туями. Если вы по части селфи — вам точно сюда. А если по части вина — тем более.
В Краснодарском крае легко спланировать полноценный винный тур. Виноделен становится здесь все больше. Под виноград, необходимый для производства, распахивают не только долины между горами, но даже перепрофилируют поля, где раньше колосились пшеница, росли кукуруза, подсолнечник или арбузы. Всё просто: так выгоднее. Урожай выращивают для себя, если есть свое производство, или на сторону: точно купят, поскольку спрос постоянно растет. Вино на юге России делают как большие и средние хозяйства, так и совсем маленькие.
«Модная тема — гаражное вино. Это чем-то похоже на крафтовое пиво: мелкое (но вполне технологичное) производство, минимум контроля, сбыт "по своим"»
Посмотрели в одном из таких хозяйств, как это устроено. Конечно, это не совсем гараж, это скорее ангар. В нём стоят и огромные чаны из нержавейки, где бродит вино, и дубовые бочки, где оно вызревает. Лежат штабеля пустых и полных бутылок, тут же устройство для укупорки пробок: довольно простой механизм из платформы на пружине и длинного рычага. Я попробовал поработать на таком — закупорил вручную пару десятков бутылок. Восторг! Пробки вроде бы пока все на месте.
В Кучугурах я познакомился с Оксаной. Ее муж — главный винодел на производстве, принадлежащем одному из топов крупнейшей нефтяной компании. В свободное от основной работы время они делают свое гаражное вино. Рислинга лучше я точно не пробовал. Оксана говорит скромно: это лучший рислинг на побережье.
Она делает не только тихие вина (рислинг, мускат, каберне и еще несколько сортов), но и игристые. Причем по классической технологии — выдержкой на пробке с осадком. Бутылка с вином лежит в прохладном месте много месяцев, затем горлышко резко замораживается, временная кронен-пробка (как на пивной бутылке) вместе с замерзшим осадком отстреливается (это называется «дегоржаж») и уже после этого емкость с шампанским укупоривается постоянной пробкой.
«Ровно такая же технология используется, например, на заводе Абрау-Дюрсо»
Это к тому, что даже в гаражах все делают по уму и с соблюдением всех протоколов.
Как я уже сказал, производителей вина здесь великое множество. У одних есть собственные сети сбыта, другие организуют продажи в местах производства и стараются запрыгнуть на полки местных и федеральных сетей.
За все магазины не скажу, но в обычном «Перекрёстке» в Темрюке (не самый большой районный центр) насчитал под сотню позиций. Бутылки стоят на полках с такими же как у нас табличками, только написано на них «Выбирай наше, Кубанское!». Забавно, что нас призывают покупать молоко или сметану от своих производителей, здесь же — вино. Юг, весело.
Какое вино вы выберете при условии одинаковой стоимости за бутылку?
Ранее Максим Путинцев рассказал о коррупции среди краснодарских гаишников.