Вой сирен за последние несколько дней стал привычным, но страшным саундтреком ночной жизни Израиля. Ракетные обстрелы не прекращаются третий день подряд. Мы поговорили с жителями страны о том, как сохранять спокойствие и оптимизм в это непростое время.
Семья известного уральского барда Леонида Ваксмана живет в небольшом городке всего в двадцати километрах от сектора Газа. Мы поговорили с женой Леонида, семейным психотерапевтом Натали Ваксман. Она рассказывает, что в случае воздушной тревоги реагировать приходится молниеносно.
— В последние несколько суток Израиль подвергается жесточайшим ракетным обстрелам с территории сектора Газа. За эти два дня более тысячи ракет были выпущены террористами ХАМАСа в направлении Израиля. Часть ракет была сбита израильскими силами ПВО, часть смогла привести к смерти людей и разрушениям, — рассказывает Натали. — Среди погибших есть шестилетний ребенок из Сдерота, девочка из Лода и ее отец, жители Ашкелона, Ришон-ле-Циона и других городов. В больницы поступают десятки раненых. Состояние некоторых из них оценивается как тяжелое.
Это, пожалуй, самая жестокая бомбардировка со стороны Газы за всю историю Израиля. На всей территории страны, кроме северных городов, звучат сигналы воздушной тревоги, особенно в вечернее и ночное время. Отменены занятия в школах, вузах и детских садах. Люди вынуждены по несколько раз за ночь бегать в бомбоубежище. Жители Ашкелона и Сдерота почти не выходят из бомбоубежищ. Многие вот уже три ночи спят урывками в перерывах между сиренами. Представьте себе семью с несколькими маленькими детьми, которые просыпаются в ужасе от воя сирены и которых надо за 30–40 секунд (если повезет — есть чуть больше минуты) каким-то образом дотащить до бомбоубежища, и так — несколько раз за ночь.
По словам Натали, израильтянам в будущем может потребоваться психологическая помощь для уменьшения чувства тревоги, возвращения к нормальной жизни или борьбы с посттравматическим стрессовым расстройством. Но многие все же сохраняют позитивный настрой:
— Не могу не заметить, что большинство моих знакомых, коллег и клиентов — всех тех, с кем я нахожусь на связи в эти дни, — уверены, что речь идет о временном положении, которое скоро изменится к лучшему. Люди стараются поддерживать друг друга, заботятся о близких, обмениваются шутками и забавными мемами о происходящем, приглашают к себе погостить тех, кто находится в более обстреливаемом месте.
Музыкант Дмитрий Шафаренко уехал из Екатеринбурга больше десяти лет назад. Он живет в городке Акко с населением 50 тысяч человек на севере Израиля. По его словам, евреи, арабы и русскоязычные жители здесь всегда были добрыми соседями, но сейчас ситуация поменялась.
— У нас пока что нет обстрелов, но есть столкновения арабов и евреев. В основном это подростки и экстремистски настроенные люди. Это происходит последние два вечера и ночи, — рассказывает Дмитрий. — Погромщики жгут автомобили и мусорные баки, прервано движение поездов между Акко и соседним городом Нагария. Это неприемлемо в современном мире. Ракеты может нейтрализовать система «Железный купол», а вот от погромов она не спасает. В моем родном городе арабы забросали камнями и забили палками тридцатилетнего школьного учителя, а сегодня он умер в больнице.
Дмитрий преподает детям игру на валторне. По его словам, из-за беспорядков на занятия пришли только двое из восьми учеников, а тех, кто решился прийти, он потом развез по домам. В городе отменены концерты, школьники снова занимаются в «зуме». Погромы, считает музыкант, организуют не местные жители, потому что во всех заведениях работают арабы, их дети ходят в школы, а в древнюю часть города приезжает много туристов. Гораздо выгоднее это приезжим из соседних поселков.
— Из-за ракетных обстрелов в центре и на юге страны семьи выбегают из своих квартир, спасаясь в бомбоубежищах и просто на нижних этажах. Это может продолжаться с вечера и всю ночь, — делится Дмитрий. — Как только все началось, я сразу же позвонил своим друзьям в Ашдоде и Ашкелоне. Предложил им приехать к нам на север, но они говорят, что уже привыкли к такой жизни под обстрелами.
Ранее мы рассказывали, как работает система безопасности в школах Израиля и почему детям в этой стране не нужен предмет вроде ОБЖ.