61 год назад, 1 мая 1960-го, советские ракетчики сбили американский самолет-разведчик под управлением летчика Фрэнсиса Гэри Пауэрса. Аппарат упал в Свердловской области, недалеко от села Косулино. Дед екатеринбуржца Всеволода Махова был одним из первых гражданских людей, побывавших на месте происшествия. Падение иностранного самолета подарило ему неожиданное знакомство, благодаря которому местные жители получили телефонную связь и новую котельную. Всеволод Махов рассказал эту историю в своей колонке.
Каждый год 1 мая вспоминают неудачный полет американского пилота Фрэнсиса Гэри Пауэрса на самолете U-2 над Советским Союзом, закончившийся красивым взрывом близ станции Косулино Свердловской железной дороги. Гэри Пауэрс не успел сделать ничего плохого советским людям, зато сделал кое-что хорошее. Он помог построить баню.
Дело было так: в тот праздничный день мой добрейший дедушка Виктор Ефимович был дома. Вдруг за окном что-то взорвалось, распахнулась форточка, а с улицы вбежал мой тогда тринадцатилетний дядя с криком:
— Папа, там самолет упал!
Над Верхним Дуброво, как и сейчас, заходили на посадку самолеты, летевшие в Кольцово.
Поэтому дедушка (которому тогда до статуса дедушки оставалось более десяти лет) решил, что упал гражданский самолет. И поспешил к месту, откуда поднимался дым. Там уже суетились военные. Поскольку дедушка Витя был главным официальным лицом в радиусе примерно пятнадцати километров, он счел необходимым представиться старшему из военных, какому-то майору.
Через какое-то время тот майор подошел к дедушке, ошарашил его новостью о том, что самолет американский, а пилота задержали неподалеку. Потом он спросил, есть ли у деда допуск к секретной информации. Допуск у деда был, поскольку он руководил широко известной в узких кругах «Радиостанцией в Верхнем Дуброво», скромно скрывавшейся под псевдонимом «Второй цех Свердловского радиоцентра».
— Нам нужны понятые для осмотра места происшествия. Сейчас дождемся начальника строительства Белоярской АЭС и начнем, — сказал майор.
Что было общего у начальника строительства БАЭС и моего дедушки? А первая категория допуска. Понятые были нужны гражданские, но секретность хотелось все же соблюсти. Вот их и взяли. Место осмотрели, протокол подписали, обломки самолета увезли, двигатель выставили в музее.
А с чего баня-то построилась? А вот с чего. Жителям поселка радиостанции надо было где-то мыться. Мой дедушка благодаря смекалке фронтового разведчика сумел организовать строительство хорошей большой бани с собственной котельной. Но вот беда — добыть трубу для котельной было невозможно. Плановое хозяйство, социализм. Что делать?
«И тут прилетает Гэри Пауэрс и знакомит дедушку аж с самим начальником строительства БАЭС»
На правах знакомого дедушка Витя приезжает к нему и просит помочь с изготовлением трубы. А тот и говорит:
— А вы ведь связист? А у нас вот телефонизация Заречного (поселок БАЭС, ныне город) парализована из-за отсутствия кабеля. Можете помочь?
Дед говорит:
— Да это ж пара пустяков! У нас этого кабеля — как гуталина на гуталиновой фабрике!
Через час в Верхнем Дуброво в машину загрузили три барабана телефонного кабеля и, кроме этого, техническую команду для его прокладки. Начальник строительства БАЭС позвонил в свой механический цех и сказал:
— К вам зайдет Виктор Ефимыч с радиостанции. У него крест на шее есть, он нашему предприятию помогает. Сделайте ему трубу.
Трубу привезли к бане через два дня. Да, а про какой «крест» речь шла? А вот про какой. Все соседние колхозы и совхозы к начальнику строительства БАЭС постоянно обращались с разными просьбами, а помочь предприятию ничем не могли. Поэтому у них креста на шее не было. Так Гэри Пауэрс и Заречный телефонизировал, и баню для связистов построил. Видно, хороший был человек.
Четыре года назад в Екатеринбург приезжал сын Фрэнсиса Пауэрса, чтобы посмотреть на обломки самолета отца. Во время войны под Нижним Тагилом потерпел крушение другой самолет. Эта катастрофа оказала влияние на ход Великой Отечественной войны.
Жители Екатеринбурга делятся с E1.RU интересными историями. Почитайте, как уральский криминолог попал в бразильскую колонию, сравнимую с курортом. Еще один путешественник рассказал, как объехал всю Россию на скутере. А депутат Алексей Вихарев сообщил, как чуть не погиб на легендарном перевале Дятлова.