Уже больше года мы живем с коронавирусом. Одной из наиболее пострадавших от него отраслей стала индустрия туризма. Доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма УГИ УрФУ Алексей Сафронов ответил на основные вопросы о путешествиях. Почему многие перелеты до сих пор запрещены и будут ли страны вводить ковидные паспорта для вакцинированных?
Почему все еще ограничивают международное авиационное сообщение?
Если в начале пандемии запретом въезда пытались бороться с распространением вируса между странами, то сейчас власти пытаются предотвратить завоз новых штаммов COVID-19, более заразных и смертоносных. Приходится констатировать, что практика применения запретов показала, что практически всегда существует легальный способ обойти введенные ограничения. Так, с 22 декабря 2020 года было остановлено авиационное сообщение между Великобританией и Россией, но путешественнику из Лондона ничего не мешает вернуться в Москву рейсом авиакомпании Turkish Airlines через Стамбул или Air France со стыковкой в Париже. А прямой рейс Москва — Лондон никто и не отменял, каждое утро в британскую столицу отправляется самолет «Аэрофлота», а по воскресеньям выполняется даже два рейса.
За прошедший коронавирусный год был только один прецедент полного запрета въезда в страну как для иностранцев, так и для своих граждан: с 26 января до начала марта 2021 года никто не мог приехать в Израиль. Такими мерами сопровождалось начало массовой вакцинации в этой стране.
Упростят ли для прошедших вакцинацию пересечение границ?
Сейчас в каждом государстве действуют свои правила въезда. Нам по возвращении в Россию необходимо в трехдневный срок сдать ПЦР-тест, загрузить результат на портал государственных услуг и соблюдать самоизоляцию до получения итогов анализа. Иностранцы должны предъявить отрицательный ПЦР-тест уже при пересечении границы. Проблема здесь в том, что взятие биоматериала при ПЦР-исследовании травматично или как минимум неприятно для многих людей, требует должной квалификации медицинского персонала, да и сам по себе тест стоит недешево. При неправильном заборе материала высок риск получения ложноотрицательного результата.
Сегодня, когда стартовала кампания по вакцинации от коронавируса, начал применяться новый подход по регламентации въезда. Вместо ПЦР-теста разрешается предъявить сертификат, подтверждающий прохождение курса вакцинации. Уже сейчас такой документ принимают власти Грузии, Сербии, Черногории, с мая к ним присоединится Греция. Что важно — российский «Спутник V» в списке признаваемых вакцин! Нет сомнений, что в ближайшее время подобный опыт будет внедрен и во многих других странах, что послужит еще одним аргументом в пользу прививки.
В России для каждого, кто завершил курс вакцинации, на портале Госуслуг формируется специальный сертификат. В нем есть персональная информация, сведения о месте и дате постановки каждого вакцинного компонента.
Российский сертификат содержит QR-код, по которому возможно проверить подлинность документа при помощи смартфона, при этом с портала Госуслуг подгружается дополнительная информация: первые буквы Ф. И. О., первые и последние цифры российского паспорта, дата рождения. Теперь у нас есть онлайн-инструмент, который с использованием государственных информационных ресурсов может подтвердить факт вакцинации. Но отметим, что этот сервис предоставляет информацию только на русском языке и содержит отсылку к номеру нашего внутреннего паспорта, что пока затрудняет его использование за рубежом.
Планируется ли введение международного свидетельства о прохождении вакцинации?
Уже несколько месяцев обсуждается вопрос введения универсальных ковидных паспортов, которые могли бы подтвердить факт прохождения курса вакцинации. Эта идея получила противоречивую оценку во властных кругах России и многих других государств. Эксперты Всемирной организации здравоохранения пока тоже не рекомендуют вводить ковидные паспорта, в том числе и из-за проблемы неравного доступа к вакцинации в разных странах и недоступности этого инструмента для большинства населения планеты в 2021 году.
В этих условиях, когда нет авторитетной международной структуры, способной выработать удобный и эффективный механизм документального подтверждения ковидной безопасности, стоит ожидать решения со стороны бизнеса, заинтересованного в оптимизации пересечения границ путешественниками. Свою технологию под названием Digital Health Pass разработал и продвигает крупнейший IT-гигант — компания IBM. Консорциум некоммерческих организаций из Швейцарии Common Trust Network разработал приложение CommonPass, способное хранить информацию в виде QR-кода. Есть и другие предложения на этом перспективном рынке.
Представляется, что первенство в части широкого внедрения электронного ковидного паспорта сможет получить IATA — Международная ассоциация авиационного транспорта. Это основной регулятор коммерческих и технологических решений в авиаиндустрии: так, именно благодаря IATA мы уже более 10 лет используем электронные билеты.
Недавно ассоциация представила продукт под названием IATA Travel Pass, который позволяет пассажирам создать «цифровой паспорт», удостовериться, что их тест/вакцинация соответствует правилам въезда, и предъявить властям сертификаты о тестировании или вакцинации для облегчения путешествия. Таким образом, это не просто «электронный документ», но и инструмент проверки самой возможности пересечения границы, позволяющий хранить всю информацию о дорожных документах. В настоящее время 20 крупных авиакомпаний тестируют эту технологию — в их числе и такие гиганты, как Emirates, Qantas, Singapore Airlines и другие. 17 марта 2021 года технология была впервые успешно опробована пассажирами рейса Сингапур — Лондон авиакомпании Singapore Airlines.
С учетом влияния IATA на авиаиндустрию (членами ассоциации являются 290 перевозчиков, в том числе и все крупные российские компании), ее безразмерного бэкграунда во внедрении технологических решений стоит ожидать быстрого распространения этой технологии по всему миру. Прогрессорами здесь выступят авиаперевозчики, способные пролоббировать внедрение технологии в каждой конкретной стране мира и включить в ее орбиту и прочие средства транспорта.
2020 год был непростым годом для гражданской авиации: слишком резко снизился пассажирский трафик, особенно международный. Но, если обратиться к статистике, провальные итоги перевозок прошлого года равны итогам благополучного 2003 года, когда не было никаких ограничений в перелетах — столь сильно выросла отрасль туризма в новом веке.
Желание путешествовать за очень короткий по историческим меркам период стало одной из базовых потребностей человечества. Можно уверенно прогнозировать быстрое восстановление индустрии туризма сразу после проведения вакцинной кампании в мире. Скорее всего, эту сложнейшую работу удастся завершить в 2021 году.
Согласны с автором?
Недавно в Екатеринбурге подскочили цены на путевки в Турцию. Мы разбирались, когда туры подешевеют. Постепенно появляется возможность улететь в другие страны из нашего города. И ситуация стала значительно лучше, чем была в конце прошлого года.