Перевал Дятлова уже более полувека остается самой загадочной и опасной точкой на карте Свердловской области. О причинах гибели туристической группы слагают легенды, а самые отчаянные пытаются повторить их путь, чтобы попытаться понять, что же произошло на самом деле.
Депутат гордумы Алексей Вихарев в последние январские выходные совершил необыкновенное путешествие — на снегоходе вместе с друзьями и профессиональными гидами он добрался до места стоянки дятловцев по огромным сугробам в лесах с дикими волками и медведями. На обратном пути путешественник остался один на один с дикой природой и сумел спастись. Об этом он рассказывает в своей колонке.
Возвращаюсь из невероятной экспедиции на перевал Дятлова. Эмоции зашкаливают.
Чего там только не было! Дважды проваливался под лед, вымок до нитки. Ночевал в холодной, нетопленой избе. Перевернулся на снегоходе и отстал от группы. Еле откопался. Думал, уже всё, достанусь медведю на ужин. Замерз и устал невероятно. Но это того стоило! Настоящее приключение. На всю жизнь запомнится.
Но по порядку.
Маршрут, хоть и организованный, довольно сложный. Не на начальный уровень подготовки.
Сначала на машинах до поселка Вижай, это 85 километров от Ивделя. Затем 70 километров на снегоходах до лагеря манси. Удобств минимум. Изба холодная, дрова сырые. Вместо воды — снег в бидоне.
Растопили, напились горячего чаю с бутербродами. Красота! Эти маленькие сложности заставляют человека насторожиться с первых минут экспедиции. Поэтому я был настроен на серьезное испытание и понимал, что это проверка себя, нам придется прокачать свои навыки выживаемости. Так и произошло.
Утром поехали на снегоходах до базы Ильича, это бесхозный домик, где можно немного передохнуть на привале. От базы двинули в сторону перевала. Общий путь около 100 километров.
С погодой повезло. Было не холодно: минус 10. К вечеру температура опустилась до минус 20.
Тут начались первые сложности.
Дорога узкая и тяжелая, снега метра 2–3. Техника увязла в снегу, скорость минимальная. Каждые 15 минут кто-то зарывался, останавливались, откапывались. Так больше восьми часов.
Одна тяжелая машина встала намертво. Долго откапывали. Решили оставить ее в сугробе и дальше идти, чтоб забрать на обратном пути. Уже начинало темнеть и холодать.
Видели много следов: медведь и волки, сказал организатор.
Дальше за сугробами подъем в гору Холатчахль, везде лед и камни. Гусеница снегоход совсем не держит, лыжи скребут, нужно постоянно ловить равновесие.
Ура! Добрались до цели!
Из последних сил забрались на перевал.
Осмотрели место лагеря погибших туристов. Тут же подул сильный ветер, резко стемнело.
Перед поездкой я не только посмотрел сериал, но и прочитал много статей, изучил съемки экспертной группы, с которой приезжал на Урал Малахов. Мне хотелось понять, почему же погибли люди.
Местные уверены, что причина трагедии — запуск межконтинентальной ракеты. Об этом говорили с нашим гидом Алексеем. Он военный летчик в третьем поколении. Он и его родственники, коллеги, считают, что версия с ракетой наиболее вероятная.
Ракету запустили, она отклонилась от траектории, о чем свидетельствуют оранжевые круги, которые нашли на снегу, когда начала работать поисковая бригада. Второй аргумент: сотни людей гибнут в этих местах, и мало кого находят, хотя постоянно работает МЧС. Сход лавин, холода, экстремальная смена погоды приводят к тому, что трудно найти пропавших даже со спутниковой навигацией. Группу Дятлова обнаружили в сжатые сроки: спустя несколько дней, после того как произошла трагедия. Это косвенно свидетельствует о том, что работали военные по анализу координат ракеты, которая отклонилась от траектории. Третий аргумент, который приводят местные жители, — в тех краях было несколько засекреченных военных баз, из-за которых и была засекречена история гибели дятловцев. Изучив несколько версий, я склонен верить, что это были испытания ракеты.
Вместе с тем я на себе испытал холод и непростые погодные условия тех краев, поэтому не исключаю, что сход лавины также мог оказать существенное влияние на ситуацию, в которой оказались ребята. На самом деле из-за одного неверного шага там можно серьезно провалиться в снег, а погода резко меняется за считаные секунды.
Советую всем, кто интересуется этой ситуацией, самим побывать на перевале и прочувствовать всю атмосферу, а потом проанализировать, какая версия кажется вам наиболее вероятной. В каждой из них есть доля правды, но, во что верить, должен каждый решить для себя сам.
Осмотрев место гибели дятловцев, двинулись обратно.
Все хотели побыстрей вернуться домой и давили на газ. Я ехал замыкающим.
Как только за поворотом скрылся из вида предпоследний товарищ, я наскочил на пень, и снегоход улетел в кювет. Он упал в глубокий сугроб набок и заглох. Мне придавило ногу, но я сумел откопаться. Схватил рацию — не работает.
Снегоход не заводился, я остался один в полной темноте. И тут вспомнил про следы медведя и слова сопровождающего, что в этом году из-за теплой зимы много шатунов бродит. Как-то не по себе стало.
Помолился, успокоился, и пришло понимание, что нужно откапывать снегоход. Начал изо всех сил копать. Лопаты нет. Рыл руками снег, землю, долбил лёд. Снял задеревеневшие промокшие варежки. Продолжил голыми руками.
Через 40 минут откопал снегоход достаточно, чтоб попробовать перевернуть. А он, зараза, тяжеленный. Не переворачивается! Снова рыл и толкал. С Божьей помощью удалось завести. Дал газу, навалился что есть мочи. И он пулей выскочил на дорогу. Он в одну сторону, а я в другую улетел.
Победа!
Потихоньку поехал. Довольный и радостный, что всё обошлось. Мишка и серый волчок без ужина остались. Через полчаса пути встретил гида, он отправился на мои поиски. Группа доехала до промежуточного лагеря, и там спохватились, что меня нет. Еще 50 километров пути, и мокрые, обессилившие, голодные, мы бухнулись спать в холодной избе.
И это было настоящее счастье.
Утром еще 70 километров на снежиках, потом в теплой машине домой!
Хотелось бы еще сюда вернуться, только проехать на 85 километров дальше, до плато Маньпупунёр. Посмотреть на уникальные «девятиэтажные» столбы выветривания — природное чудо света.
Ребята, которые нас водили, рассказали, что у них очень много заказов, всё забронировано. И наша экспедиция заинтересовала многих. Есть надежда, что такие туры станут массовыми. Но надо понимать, что для таких путешествий надо обладать продвинутым уровнем подготовки, как минимум — выше среднего, даже если ситуация с инфраструктурой улучшится. В тех краях дикие животные, в том числе рыси, волки, медведи. Ко встрече с ними надо быть готовыми, не говоря уже про суровые природные условия как зимой так и летом. Лес ошибок не прощает, там нельзя надеяться на авось, важно уметь самостоятельно выходить из сложных ситуаций и делать из них выводы.
Почитайте яркую колонку-рецензию жительницы Екатеринбурга на сериал «Перевал Дятлова». Если вы любите читать о путешествиях, то вам наверняка понравятся записки уральского криминолога о поездке в Бразилию, где он побывал в знаменитых трущобах — фавеллах.
Согласны с автором?