Великий Устюг известен нам как родина Деда Мороза. Именно там находится его волшебная резиденция и почта, куда приходят письма со всей страны. Но есть в этом городе еще одна изюминка — это уникальное производство, завод «Северная чернь». Там сохранили древние секреты, доставшиеся еще с прошлых веков от старых мастеров, и делают серебряные ювелирные украшения, черненные, украшенные гравировкой.
Чернь на серебре — древняя техника украшения предметов: посуды, ювелирных изделий. Ранее выгравированный рисунок «чернят», придают ему оттенки черного цвета.
В нашем специальном репортаже мы проследили весь путь знаменитых, всем известных серебряных украшений. От электролитных ванн в Кыштыме, где из медных отходов производят чистейшее серебро, до цехов в Великом Устюге, где мастера вручную расписывают чернью изделия из нашего уральского серебра.
Урал. Кыштым. Когда б вы знали, из какого шлама
Когда-то завод «Северная чернь» пробовал работать и с другими поставщиками. Но остановил свой выбор на Кыштымском медеэлектролитном заводе. Мастеров устроило качество именно уральского серебра.
У Кыштымского медеэлектролитного завода в Челябинской области (входит в Группу РМК) богатое историческое прошлое. Основано производство еще в середине 18-го века Никитой Демидовым, тогда это был железоделательный завод. В 1908 году производство железа стало убыточным. И предприятие спас будущий (31-й) президент США Герберт Гувер. Вместе с одним шотландским бизнесменом они выкупили заводы и переделали в медеплавильное производство. Так через пять лет в Кыштыме впервые в России прошел первый промышленный электролиз меди. Потом на уральском заводе стали получать драгоценные металлы, золото и серебро из шлама, остающегося после электролиза.
Основное производство на Кыштымском заводе, конечно, — медная продукция. Драгоценные металлы — золото, серебро — извлекают из отходов при производстве меди. Правильно сказать, из шлама. Это кажется волшебством: как из отходов в будущем рождаются уникальные изделия, которые продают потом по всему миру.
— Растворяясь, металл переходит на катод в виде чистой меди, 99,9 процента, — рассказывают нам металлурги. — А примеси оседают на дно в виде шлама. Дальше с этим шламом работают. Из него извлекают селен, который придает черноту, серебро, золото, платину, палладий. Так получается чистейшее серебро 999-й пробы, которое ждут в Великом Устюге.
Великий Устюг. Путинская матрешка и заказы для арабских шейхов
Когда гранулы уральского серебра попадают на завод в Великом Устюге, его переплавляют в пластины. Дальше пластины идут в цеха, где им придают нужную форму.
После этого начинается самый интересный и творческий процесс, то, что делает эти изделия уникальными. То, чем славится завод, — нанесение рисунка. Делают это вручную с помощью специального инструмента — штихеля.
Надежда Амосова — гравер на «Северной черни». С помощью специального инструмента она создает на серебряных изделиях рисунки, которые до этого нарисовали на бумаге художники. Работа тонкая и кропотливая. Надежда — гравер пятого разряда, работает на «Северной черни» тридцать лет. Завод — единственное крупное предприятие, которое обеспечивает устюжан работой не только в экскурсионный сезон.
— Сложнее всего создавать иконы, — рассказывает Надежда. — Нужно не просто прорисовать, воспроизвести орнамент, а передать эмоции, чувства.
По ее словам, самой сложной и долгой работой был заказ от арабского шейха. Несколько месяцев работала она над заказом, гравируя рисунки и орнамент на серебряном сервизе. Имя заказчика, а также стоимость заказа Надежда не знает.
— Могу только сказать, что стоимость некоторых заказов может быть по несколько миллионов, — говорит Надежда.
Когда-то в старые времена граверами в Великом Устюге были только мужчины. Сейчас представители сильного пола долго на этой работе не задерживаются. Возможно, не выдерживают с долгой, кропотливой сидячей работой, требующей сосредоточенности. Именно поэтому в граверном цехе одни женщины.
— Иногда работаешь над сложным рисунком месяц-второй, и вдруг одно неверное движение, инструмент идет мимо нужной линии. Всё — рисунок испорчен, — рассказывает Надежда. — Не совсем безнадежно, конечно. Всё можно исправить.
После нанесения рисунка идет чернение по серебру. Состав черни — запатентованный секрет завода. Надежда показывает нам знаменитую чернь в стеклянном сосуде, похожем на вазочку. Внешне похоже на черный рассыпчатый порошок.
— Наберите в интернете «состав черни», и поисковики выдадут рецепты, — говорит нам Надежда. — Но ни один из них не будет тем, которым пользуемся мы. Этот состав, который передался нам еще от старых мастеров, запатентован и держится в секрете.
На заводе лишь два человека знают состав черни. Именно секретные рецепты делают ее уникальной. При нарушении технологии чернь может просто осыпаться, как это часто бывает при массовом производстве, где выпуск ювелирных украшений поставлен на поток. Вроде внешне те же браслетики-подвески ничем не отличаются от великоустюжских. Но через полгода чернь осыпается.
Смесь сначала наносят на изделие, дальше идет обжиг. Благодаря температурной обработке чернь прочно соединяется с серебром. Дальше с помощью шлифовки лишняя чернь убирается. Изделие снова блестит. А чернь остается в углублениях, вырезанных гравером, то есть в рисунках.
— Нас часто спрашивают гости, неужели нельзя наладить массовое, машинное производство таких украшений, — рассказывает Надежда. — Объясняю людям: нет, нельзя. Ценность именно в ручной работе. Понимаете, машина наносит рисунок на изделие слишком точно, идеально, в отличие от мастера. Человеческая рука так не сможет. И в этом вся изюминка, благодаря мельчайшим, незаметным для глаза неровностям чернь навсегда закрепляется в рельефе. В этом наша уникальность.
Прочитайте также наш репортаж из офиса мечты инженеров на режимном предприятии, где делают оборудование для космоса.
Советуем посмотреть текст о том, как выпускают серебро.