Уральские призывники стали чаще обращаться в прокуратуру, жалуясь на незаконный призыв. Некоторые уверяют, что их буквально обманом привозят на призывной пункт — якобы для того, чтобы пройти дополнительное медицинское обследование и подтвердить диагноз и негодность к службе. Парни уезжают в Егоршино, им обещают, что вечером их вернут домой. Но в итоге там их ставят перед фактом: едешь служить, например, на Дальний Восток. К нам в редакцию обратились три призывника с похожими историями. Юристы и общественники рассказали нам, что эти случаи сейчас стали встречаться чаще, еще год назад такого не было. Мы попытались разобраться, что случилось.
«Пообещали:
"Пойдешь в ВДВ", а у него эпилепсия»
У девятнадцатилетнего призывника из Екатеринбурга Артёма Петрова в приписном свидетельстве из военкомата стоит категория А. Это в общем-то не частая сейчас категория, которая означает, что призывник полностью здоров и готов служить во всех войсках, в том числе элитных: спецназ, ВДВ. Приписное свидетельство — это документ, который выдается на руки молодым людям в возрасте 16–17 лет, подлежащим призыву на воинскую службу. Артём получил этот документ еще в девятом классе, когда их водили из школы на медкомиссию в военкомат. Каким образом там появилась эта категория — неизвестно, ведь у Артёма два серьезных диагноза: эпилепсия и аномалия развития первого шейного отдела. Личное дело призывника собиралось позже, и в нем есть документы об этих медицинских диагнозах.
Артём учился на экономиста в одном из московских вузов на заочном отделении, подрабатывал официантом в кафе, как это часто делают студенты. Там же, в Москве, он стоял на учете в военкомате. С такими, как у Артёма, заболеваниями призывникам присваивают категорию В и увольняют в запас, он негоден в мирное время. Категорию можно установить только по результатам дополнительного обследования.
— Там назначили обследование, он начал его проходить, — рассказывает мама призывника Ирина. — Но из-за пандемии всё затянулось надолго. Например, надо было ждать месяц, чтоб сдать анализ на ковид, и потом еще месяц, чтобы попасть к врачу. Оставаться в Москве он больше не мог, хозяева квартиры, которую он снимал, попросили съехать, снимать новую — дорого, учеба была на дистанте, поэтому он вернулся домой и пошел вставать на учет в Екатеринбурге.
Начиная с осени Артем начал проходить медкомиссию.
— Мы думали, что военкомат, как положено, запросит личное дело сына из московского военкомата, — рассказывает мама Артёма Ирина. — Но ему почему-то тут же завели дубликат его дела. Когда он в очередной раз пришел в Кировский военкомат с паспортом, его отправили в Егоршино, в его приписном свидетельстве также была категория А. Нас не брали с его диагнозами ни в одну секцию, а в армию — спокойно. Еще и напутствовали перед отправкой: пойдешь в ВДВ. Не знаю, конечно, насколько это серьезно сказали, там, в военкомате, не решают, куда кто пойдет служить. Артем этого не знал, начал убеждать, мол, моя смерть будет на вашей совести. Его «успокоили»: там больницы отличные.
Ни в какое ВДВ Артёма, конечно, не взяли. Он привез на призывной пункт медицинские документы, выписки из карт. Врачи на осмотре перед отправкой, увидев серьезные диагнозы, отправили парня домой проходить дополнительное обследование.
Вызывал в Егоршино полицию
Андрею Горюнову из Екатеринбурга 21 год. После школы поступил в УРФУ, от армии была отсрочка из-за учебы. Недавно перевелся на заочку, отсрочки уже не стало.
Осенью пошел в Ленинский военкомат, стал проходить комиссию. В районной поликлинике он наблюдался у хирурга и невролога с диагнозом «смещение позвонка первой степени». Болезнь проявляется болями в спине.
— Думал, что это последствия спортивной травмы, боли начались после того, как неудачно упал на футболе, — рассказывает Андрей. — Сделал МРТ, оказалось, хроническое заболевание, просто вот так запустилось.
По расписанию болезней при этом заболевании призывникам дают категорию В, то есть увольняют в запас в мирное время.
— Собрал выписки из медкарт в военкомате, прошел там медкомиссию. Медкомиссия — это внешний осмотр специалистов, — рассказывает Андрей. — По результатам этого осмотра заключили, что я здоров. Я выпросил направление на рентген. Послали. Рентген в двух проекциях подтвердил заболевание. Куда оно может деться? Должны были отправить на обследование в больнице и по результатам уже дать заключение, поставить категорию годности. Но вместо больницы направили к травматологу, в травмпункт. Травматолог отправил к неврологу, мол, это неврология. Я начал просить направление к неврологу в военкомате. Не допросился. Ничего доказать не мог.
В итоге комиссия в военкомате признала парня годным с незначительными ограничениями. Юрист посоветовала добиваться направления на КМО — контрольное медицинское освидетельствование.
— Объяснил, что не согласен с решением и хочу его обжаловать, — продолжает Андрей. — Мне выписали повестку для прохождения КМО. Уже позже я узнал, что его надо было проходить где-то в Екатеринбурге, на улице Сыромолотова. Но мне сказали: «Приходи к шести утра к военкомату, на освидетельствование поедешь в Егоршино. Обратно тоже привезем. По результатам обследования либо выпишем повестку, либо отдадим военный билет». В шесть утра я сел в автобус и спокойно уехал в Егоршино. Там начинаю проходить врачей, показываю документы. Но на них почему-то никто не обращает внимания. Хирург только удивился, увидев документы: «И что теперь?» Я говорю: «Хочу акт обследования получить». Он: «Ты же на отправку (в часть) идешь». Я ничего не понимаю, какая отправка? Я на КМО пришел!
После того как Андрей прошел всех врачей, начальник увел его в роту.
— Сказал: «Я сейчас приду» — и не пришел. Тут я понял, что попал. Паспорт я сдал, мне сказали, так положено. К счастью, телефоны никто не забирает. Я отправил электронное обращение в военную прокуратуру, жалобу губернатору, как председателю областной комиссии, в Министерство обороны. И вызвал полицию. Полиция приехала, взяла мои показания и уехала. А я остался.
«Понимаете, мне не выдали повестки, не провели инструктажа обязательного, я в глаза не видел своего военного билета, не расписывался в нем!»
Наконец, мне просто не дали ни собраться, ни попрощаться с родителями! Обращались на призывном пункте со мной и другими призывниками корректно, никакой грубости. Кое-кто даже сочувствовал, всё понимая. Но не верили, что я смогу сломать систему. Мол, ты такой не первый. Меня должны были отправить служить на Дальний Восток.
Через два дня после долгого стояния у Андрея заболела спина, его положили в медсанчасть. В это время родители Андрея тоже обращались во все инстанции: к юристам, в комитет солдатских матерей. Благодаря их вмешательству Андрея все-таки вернули домой, проходить комиссию по-нормальному. Сейчас он дает показания в военной прокуратуре.
«Паспорт остался в военкомате, я сбежал»
— Сегодня я пришел в военкомат, меня попросили принести оригиналы документов о заболевании из моей поликлиники по месту жительства. Я там наблюдаюсь с гипертонией, — рассказывает 22-летний призывник Булат Валеев. — До этого я проходил там комиссию. В конце концов мне объявили: «Поздравляю, вы годны на службу, у вас категория Б3». Мне предложили пройти инструктаж.
Булат отказался. Начал доказывать, что не согласен с решением, хочет оспорить.
— Тогда мне предложили: езжай в Егоршино, если подтвердится диагноз, составим акт, поедешь обратно. Я и от этого тоже отказался. Паспорт при этом у меня забрали, объяснили, что надо взять копию. Начал просить — верните. Мне отказали. «Езжай в Егоршино, там вернут паспорт». Вышел на улицу, у военкомата стоит военный пазик. Понял, что меня сейчас отправят на сборный пункт в Егоршино, там я вряд ли смогу что-то доказать.
Булат просто сбежал из Кировского военкомата, оставив там паспорт. Вчера он написал заявление в полицию по поводу удержания паспорта.
«Очень сложный призыв»
Юристы компании «Военно-врачебная коллегия», куда обращаются призывники и их родители, если столкнулись с проблемами, признают, что этот призыв проходит очень тяжело. Случаи, о которых нам рассказали герои, не единичные. В этот призыв их стало гораздо больше.
— Призыв очень сложный по выполнению плана, — говорит юрист военно-врачебной коллегии Наталья Торсукова. — Военкоматы, когда мы лично общаемся с сотрудниками, объясняют это пандемией. Но, мне кажется, тут дело не только в этом. Играет роль демографический фактор. Сейчас активно призываются молодые люди, родившиеся в конце 90-х. Призываются те, у кого была отсрочка от армии из-за учебы, сейчас они закончили колледжи, институты. Это как раз молодые люди, родившиеся в 90-е, когда падала рождаемость. Пандемия, конечно, отразилась: очень многие призывники болеют. Мы понимаем, что военкоматы в тяжелом положении, но выполнять план любой ценой нельзя. У нас обвал обращений от призывников и родителей. Раньше такого не было. Но кому нужны больные новобранцы? Мы сталкиваемся со случаями, когда пытаются призвать больных сколиозом с углом искривления 37 градусов, гипертоников, ребят с третьей степенью плоскостопия. Наши клиенты обращаются с жалобами на областную комиссию. По трем призывникам уже принято решение, им присвоили категорию В — уволенные в запас. А парни чуть не оказались в армии. Десять человек получили направление на допобследование. Описанные вами случаи, когда молодой человек заходит в военкомат занести документ, а его отправляют на сборный пункт, происходят сейчас чаще. Если в прошлый весенний призыв у нас был только один иск в суд по поводу незаконного призыва, то в этот призыв их около 15. Жалоб в прокуратуру на действия должностных лиц военкоматов — 7. И это, видимо, не предел.
Юристы военно-врачебной коллегии составили свой антирейтинг военных комиссариатов Екатеринбурга, на которые чаще всего приходится жаловаться в прокуратуру.
1. Кировский военкомат.
2. Верх-Исетский
3. Орджоникидзевский.
4. Ленинский, Октябрьский По словам Натальи Торсуковой, этот военкомат был всегда на хорошем счету, раньше жалоб от призывников было немного. Но даже там сейчас случаются инциденты, например, как с нашим героем Андреем Горюновым.
Единственный в Екатеринбурге военкомат, откуда не поступало ни одной жалобы от призывников, это Чкаловский.
Всё дело в завышенном плане?
В общественной организации «Комитет солдатский матерей Свердловской области» также признали, что осенний призыв — 2020 идет тяжело.
— К счастью, нам удалось вернуть Андрея Горюнова. Мы и юристы коллегии вмешались в ситуацию. Всё разрешилось. Кстати, прокуратура к нему в Егоршино так и не приехала, молодого человека чуть не отправили на Дальний Восток, — говорит председатель свердловского Комитета солдатских матерей Марина Лебедева. — Действительно, призыв идет сложно. Понимаете, это первый год за 20 лет, когда я вступила конфликт с некоторыми военными комиссариатами. Не со всеми, конечно. Но такого не было в прошлые годы, мы всегда находили решение, относились друг к другу с пониманием, к нам прислушивались. Мое личное мнение: сложности призывной кампании связаны не только с эпидемией коронавируса. Причина — в завышенном плане, который поставили перед военкоматами. В эту тяжелую ситуацию попали и призывная комиссия при губернаторе, и остальные райвоенкоматы. Сказывается демографическая яма 90-х, сейчас идет много призывников, родившихся именно тогда. Возможно, надо было снизить план призыва. С другой стороны, мы понимаем, что войска тогда недополучат новобранцев. Но нельзя выполнять план любой ценой. И у нас в комитете уже есть обращения из частей, куда приехали наши призывники: что ребята уже болеют, проявились ранее диагностированные заболевания. Если в течении трех месяцев они будут уволены из армии, это будет считаться незаконным призывом. Я надеюсь, что мы все-таки дальше как раньше будем работать с военкоматами и выслушивать друг друга.
Комментарий военных
Мы попросили прокомментировать ситуацию с призывом в военном комисариате Свердловской области. По их словам, нынешний осенний призыв проходит в штатном режиме.
— Осенний призыв ничем не отличается от весеннего, — сообщили в военном комисариате Свердловской области. — Все спорные вопросы призывники могут решать в установленном порядке. В ходе осеннего призыва 2020 года на военную службу из регионов дислокации войск ЦВО будет призвано свыше 54 тысячи человек. Военную службу новобранцы будут проходить во всех военных округах, на Северном флоте, а также в других силовых ведомствах, где предусмотрена военная служба по призыву. В прошлом году план был на 57 тысяч человек.
В комиссариате прокомментировали и конкретные ситуации с нашими героями.
— Гражданин Петров с 2018 года уклонялся от постановки на воинский учет, в 2019 году данный гражданин закончил школу в г. Екатеринбурге и в военный комиссариат на постановку на учет не являлся (напомним, сам призывник объясняет, что состоял на учете в Люблинском военкомате Москвы, откуда его личное дело так и не запросили. — Прим. ред.) В ноябре 2020 года гражданин Петров прибыл в военный комиссариат Кировского района города Екатеринбурга для постановки на воинский учет. 2 декабря 2020 года, пройдя медицинскую комиссию в военном комиссариате, жалоб на состояние здоровья не предъявлял. На сборный пункт Свердловской области гражданин Петров прибыл из военного комиссариата Кировского района 8 декабря 2020 года, прошел тестирование на коронавирусную инфекцию (тест отрицательный) и был допущен на территорию сборного пункта для прохождения медицинского осмотра.
После осмотра у невролога комиссия вынесла решение о временной негодности по состоянию здоровья, и в этот же день Петрова вернули домой. Служить или не служить, будут решать результаты еще одного обследования.
По ситуации с призывником Андреем Горюновым, по версии военных, произошло следующее:
— Гражданин Горюнов 1 декабря прошел медицинскую комиссию в военном комиссариате Октябрьского и Ленинского районов г. Екатеринбурга. Призывник во время прохождения медкомиссии представил документы из лечебных организации о состоянии своего здоровья. По итогам медкомиссии призывнику Горюнову была определена категория годности Б4 — годен к прохождению военной службы с незначительными ограничениями. На сборный пункт Свердловской области молодой человек прибыл из военного комиссариата 3 декабря 2020 года, прошел тестирование на коронавирусную инфекцию (тест отрицательный) и был допущен на территорию сборного пункта для прохождения медицинского осмотра.
Также в комиссариате пояснили, что при проведении медицинского осмотра данная категория годности была подтверждена, других заболеваний, противоречащих прохождению военной службы, на медицинском осмотре не выявлено, жалоб на состояние здоровья юноша не предъявлял.
— Данный призывник был определен в одну из воинских команд для убытия к месту прохождения военной службы. 7 декабря призывник Горюнов обратился в медицинское отделение с жалобой на боли в пояснице. При осмотре неврологом вынесено решение о временной негодности по состоянию здоровья. В тот же день призывник возвращен со сборного пункта с рекомендацией прохождения дополнительного медицинского обследования по неврологии. По результатам прохождения медобследования будет вынесено решение о призыве на военную службу или об освобождении от призыва по состоянию здоровья.
А вот еще история: два брата, учитель и музыкант, с детства жившие в Эквадоре, став взрослыми, поехали на Урал: посмотреть на историческую родину, а возможно, и найти невесту. Едва эквадорцы оформили прописку у бабушки, их забрали в армию. Старший, учитель истории Эквадора, отправился в Уссурийск. А второй, программист и музыкант, — в танковую часть в Камышлов.